• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Онтология и теория познания (углубленный курс)

Статус: Курс обязательный (Философия)
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Онтология и теория познания (углубленный курс)” является продолжением дисциплины «Онтология и теория познания», вместе с которой входит в ядро учебного плана ОП «Философия». Дисциплина нацелена на углубленное освоение студентами классических и неклассических онтологических моделей, важнейших теоретико-познавательных парадигм и направлений, философских методологий, концепций истины, а также онтологических и гносеологических аспектов исследования культуры и истории. В отличие от курсов историко-философского характера, данный курс представляет философскую традицию в проблемно-теоретическом ракурсе, что дает возможность применения полученных знаний к анализу современных дискуссий по таким вопросам, как природа философского знания, роль метафизики в современной философии, соотношение метафизики и науки, субъектно-объектное отношение в теории познания, психофизическая проблема и др
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для разработки совокупности мировоззренческих проблем, связанных пониманием отношения познания к действительности.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решение онтологических и гносеологических проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем и формирование умения проводить сравнительный анализ изучаемых подходов.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение ориентироваться на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Направленность на рациональный критицизм при анализе проблемы бытия.
  • Умение проводить критический и сравнительный анализ различных концепций, связанных с осмыслением отношения бытия и сущего.
  • Обладание рационально-теоретической базой для проведения сравнительного и критического анализа различных концепций истины и самостоятельной разработки проблемы истины.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
  • Знание специфики постановки и решения философских проблем с позиции абсолютного идеализма.
  • Знакомство с основаниями и критикой субъективизма.
  • Знание того особого содержания, которым категории субъекта и объекта наполняются в различные историко-культурные эпохи в зависимости от онтологических и гносеологических парадигмальных установок.
  • Знакомство с феноменологическим подходом к решению онтологических и теоретико-познавательных проблем.
  • Знание различных подходов к проблеме методологии философского познания, умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание специфики постановки и решения философских проблем самосознания и самопознания в рамках различных теоретико-познавательных парадигм.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки проблемы природы сознания.
  • Сформированность рационально-теоретической базы для разработки проблемы фактичности субъективности и ее бытия в мире.
  • Знакомство с прагматистскими теориями истины и их отношением к классической теории истины.
  • Знакомство с критикой метафизики с позиции неклассической теории познания, знание оснований и трудностей позитивизма.
  • Знание оснований «лингвистического поворота» в онтологии и теории познания.
  • Сформированность рационально-теоретической базы для разработки проблемы границ мышления.
  • Знакомство с моделями объяснения сознания с позиции философии языка.
  • Онтологическое и гносеологическое понимание проблемы феномена как «Erscheinung» в трансцендентальной философии.
  • Знакомство с терминологическим аппаратом трансцендентализма.
  • Умение различать эмпирическую реальность и трансцендентальную идеальность объекта познания.
  • Понимание понятия «ноумена» как «пограничного понятия» («Grenzbegriff»).
  • Знакомство с трансцендентальным подходом к проблеме объективности опыта.
  • Умение анализировать и контекстуализировать трансцендентальную связь между понятием «объекта» и понятием «категории».
  • Понимание онтологического и гносеологического значения метафизической дедукции категорий.
  • Понимание онтологического и гносеологического значения трансцендентальной дедукции категорий.
  • Знакомство с проблемой тождества познающего и познаваемого в рамках немецкого идеализма.
  • Умение анализировать онтологическое и гносеологическое значение связи между идеей и феноменом.
  • Понимание связи между натурфилософией и концепцией философии как науки об идеях.
  • Знакомство с интерпретацией понятий «материи» и «света» в натурфилософии Шеллинга.
  • Умение критически анализировать онтологические отношения между «Erscheinung», «Idee» и «Schein».
  • Понимание онтологической значимости закона основания.
  • Понимание значения «идеи» и «чистого субъекта познания» в метафизике прекрасного Шопенгауэра.
  • Умение определять онтологическое значение «аполлонической культуры» в рамках «Рождения трагедии» Ницше. Умение онтологически и гносеологически анализировать смысл ницшевского выражения «Schein des Scheins».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Трансцендентализм как теоретико-познавательная установка, ее отношение к классической теории познания.
  • Чувственное и интеллектуальное в трансцендентальной философии. Основания и трудности априоризма.
  • Трансцендентальный характер сознания и проблема самопознания.
  • Проблема «вещи в себе».
  • Интеллектуальная интуиция как основа тождества субъекта и объекта.
  • Идея как абсолют
  • Корреляционизм как неклассический вариант понимания субъектно-объектного отношения
  • Феноменология как теоретико-познавательная установка. Феномен как относительный абсолют
  • Сознание без «Я»
  • Прагматистский метод решения проблем познания
  • Позитивизм как теоретико-познавательная установка
  • «Бытие в мире»: проблема соотношения субъективности и темпоральности, концепт «телесной воплощенности» познающего субъекта
  • От «философии субъекта» к «философии языка»: истоки проекта элиминации субъекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность оценивается по десятибалльной шкале, при этом оценка складывается из баллов, полученных за устные ответы на каждом из семинаров. За активность на семинаре в рабочую ведомость выставляется 1, за минимально необходимое участие в обсуждении темы – 0,5, за присутствие без участия в обсуждении – 0,1. Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: сумма баллов за все семинары умножается на 10 и делится на количество семинаров. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара. Возможна отработка семинара, пропущенного по уважительной причине. Отработка состоит из двух частей: 1) ответы на 3 вопроса гугл-формы по итогам данного семинара (вопросы гугл-формы есть в файле с заданием к семинару); 2) письменные ответы на 2 любых (на выбор студента) вопроса семинара (ответы должны быть даны своими словами с опорой на заданную к семинару литературу; примерный объем ответа на каждый вопрос - 2 тыс. знаков с пробелами). Если ответ на вопрос зачтен, то это дает 0,2 балла. Ответив на все 5 вопросов, можно получить полный балл за активность на семинаре. Отработки должны быть сданы в срок, установленный преподавателем (ориентировочный срок - не позднее чем за 3 дня до сессии).
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, время выполнения: 80 минут. Возможна отработка пропуска контрольной работы по уважительной причине. По договоренности между преподавателем и студентами выбирается дата и время для написания контрольной.
  • неблокирующий Эссе
    Объем работы: от 9000 до 12000 печатных знаков с пробелами. В списке литературы должно быть не менее 4 источников. Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее чем за 2 недели до конца модуля. Обязательна проверка на плагиат.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен устный, по билетам. В каждом билете 2 вопроса из списка, с которым студенты могут ознакомиться не позднее чем за месяц до экзамена. На подготовку ответа на вопросы билета отводится 40 минут. Можно пользоваться литературой, конспектами лекций и прочими источниками информации. В процессе подготовки можно делать записи. При этом оценивается только устный ответ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Накопленная оценка = 0,4*Аудиторная работа+0,3*Контрольная работа+0,3*Эссе. 2025/2026 учебный год 2 модуль = 0,5*Накопленная оценка+0,5*Экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Витгенштейн Л., Руднев В. - Избранные работы - Территория будущего - 2005 - ISBN: 5-7333-0151-1 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=114502
  • Джемс В. - Прагматизм - - 1910 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=97577
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и для никого / Ф. Ницше , перевод с немецкого Ю. М. Антоновского. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 319 с. — ISBN 978-5-8291-3559-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132917 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сартр, Ж. П. Проблемы метода. Статьи / Ж. П. Сартр , перевод с французского В. П. Гайдамака. — Москва : Академический Проект, 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-8291-3567-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132942 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : сборник научных трудов / А. Шопенгауэр , перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда, М. И. Левиной. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 1 — 2019. — 567 с. — ISBN 978-5-8291-2402-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132948 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гегель, Г.  Наука логики в 3 ч. Часть 1. Учение о бытии / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 317 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06738-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516494 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Гегель, Г.  Наука логики в 3 ч. Часть 2. Учение о сущности / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06740-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516495 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Гегель, Г.  Наука логики в 3 ч. Часть 3. Учение о понятии / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06741-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516496 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль , перевод с немецкого В. И. Молчанова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 229 с. — ISBN 978-5-8291-3576-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133318 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Соболев, Ю. В. Философия. Экзистенциализм : учебное пособие / Ю. В. Соболев, Н. С. Буртасова. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2013. — 88 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60804 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : сборник научных трудов / А. Шопенгауэр , перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда, М. И. Левиной. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 2 — 2019. — 733 с. — ISBN 978-5-8291-2403-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132949 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шопенгауэр, А. О четверояком корне закона достаточного основания (1813) (Пер. Ю. И. Айхенвальд) / А. Шопенгауэр. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 115 с. — ISBN 978-5-507-10861-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5910 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Рябушкина Татьяна Михайловна
  • Мавринский Илья Игоревич
  • Деци Андреа