Бакалавриат
2025/2026





История литературы материковой Юго-Восточной Азии
Статус:
Курс обязательный (Юго-Восточная Азия: языки, история, культуры)
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Минина Юлия Дмитриевна
Язык:
русский
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
По итогам освоения курса обучающиеся получают знания об основных ведущих направлениях и школах, о закономерностях становления и развития литературных традиций стран Востока, а также о наиболее значимых литературных памятниках, овладевают основами понятийного аппарата в рамках изучаемой дисциплины, получают навыки проведения научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- Предоставить студентам-востоковедам целостное представление о литературных традициях стран Восточной и Юго-Восточной Азии, их истории и эволюции: с древних времен до современности.
- Сформировать у студентов комплексное представление об основных особенностях, тенденциях и типологических характеристиках произведений на разных этапах истории становления и развития литературы стран Востока, их взаимосвязи и взаимовлиянии на региональном уровне.
- Обеспечить студентов релевантным теоретически инструментарием, позволяющим комплексно анализировать литературные произведения на научном уровне, разбираться в жанрах и стилях литературных произведений, обозначенных в рамках курса, иметь представления о периодизации и закономерностях развития литературной традиции в различных странах Востока.
- Обозначить положение восточной литературной традиции в мировом литературном процессе.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины. Самостоятельно находит дополнительную литературу в библиотеках. Умеет правильно составлять ссылки на использованную литературу.
- Демонстрирует навыки ведения коммуникативной деятельности, публичной речи, навыки ведения исследовательской деятельности, в том числе на языке изучаемого региона, при подготовки к практическим семинарским занятиям, а также при написании эссе.
- Демонстрирует навыки использования современных технических средств и информационных технологий, поиска информации, необходимой для исследовательской работы, и ее обработки при изучении литературных традиций стран Востока.
- Демонстрирует способность анализировать особенности взаимоотношений между представителями РФ, Азии и вести научно-исследовательскую деятельность в указанной области на основе знаний, полученных в рамках изучаемой дисциплины.
- Демонстрирует способность вести аналитическую деятельность на основе знаний, полученных на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Умеет критически анализировать теоретические и исследовательские работы в рамках изучаемой дисциплины.
- Демонстрирует умение вести аналитическую деятельность на основе знаний литературных традиций стран Востока, учитывая закономерности развития, а также особенности, характерные для того или иного региона.
- Демонстрирует умение самостоятельно осуществлять научную деятельность, провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, делать обобщающие выводы.
- Комплексно анализирует и дает критическую оценку источникам, характерным для данной дисциплины, демонстрируя понимание закономерностей и особенностей восточной литературной традиции.
- Представляет генезис традиций, демонстрирует способность сравнительного анализа национальных литературных традиций и исторического развития изучаемого региона.
- Применяет знания национальных литературных традиций, экономики, социологии и культурологии при анализе исторических процессов изучаемого региона.
- Проводит комплексный анализ национальных литературных традиций и исторического развития изучаемого региона на примере литературных произведений писателя(-ей)/поэта(-ов) по выбранной теме.
- Составляет аналитические обзоры и презентации, дает оценку и развернутую характеристику жанровых особенностей на основе стилистического анализа произведения исходя из знаний, полученных в рамках курса дисциплины.
- Способен правильно использовать терминологию, специфическую для изучаемой дисциплины, демонстрируя знания понятийного аппарата в области истории литературы стран Востока.
Содержание учебной дисциплины
- Китайская литература
- Японская литература
- Корейская литература
- Вьетнамская литература
Элементы контроля
- НакопТекущая активность.
- ЭкзаменЭкзамен состоит из устных и письменных заданий.
- НакопТекущие задания.
- ЭкзаменЭкзамен состоит из письменных и устных заданий.
- НакопТекущая активность
- ЭкзаменЭкзамен состоит из устных и письменных заданий.
- НакопТекущая активность
- ЭкзаменУстные и письменные задания
- НакопТекущая активность
- ЭкзаменУстные и письменные задания
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен
- 2025/2026 4th module0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен
- 2026/2027 3rd module0.5 * Накоп + 0.5 * Экзамен
- 2027/2028 3rd module0.5 * Накоп + 0.5 * Экзамен
- 2028/2029 3rd module0.5 * Накоп + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История культуры Древнего Востока: учебное пособие / Титаренко И.Н. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 222 с. ISBN 978-5-8327-0369-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/551304
- Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2010-2011 / Учреждение Российской Академии Наук. Институт Дальнего Востока РАН; Гл. ред. М.Л. Титаренко. - Москва : ИД ФОРУМ, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-8199-0497-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/250365
- Культура Древнего Китая : учеб. пособие / Д.Л. Обидин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 163 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a1296c6e52db8.10607331. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924015
Рекомендуемая дополнительная литература
- PATTERSON, G. (2017). Literati Storytelling in Late Medieval China. Journal of the American Oriental Society, 137(4), 858–861. https://doi.org/10.7817/jameroriesoci.137.4.0858
- Smits, I., & Hockx, M. (2003). Reading East Asian Writing : The Limits of Literary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=697064