• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

История философии середины XIX-XX веков

Статус: Курс обязательный (Философия)
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассчитан на 3 модуля. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы 19 в. и первой половины 20 в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. Анализируется специфика Западной цивилизации и ментальности, периоды ее развития, отличие от других культур. Рассмотрена специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке и проблема «модернизации». В курсе анализируются два основных направления современной западной философии: сциентистское (1-ый, 2-ой и 3-ий позитивизм, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия науки) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в образовательной программе «Философия» по направлению подготовки 47.03.01 Философия, квалификация: бакалавр
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в период с середины XIX до конца ХХ века в западной цивилизации, причём историко-философский процесс понимается не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии европейской 19-20 века, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • Студенты определяют ключевые проблемы в европейской и американской философии середины XIX - XX вв., критически анализируют и оценивают предлагаемые решения этих проблем.
  • Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
  • Студенты понимают специфику европейской и американской философии середины XIX - XX вв. в сравнении с предшествующими философскими традициями.
  • Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
  • успешно характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. "Мастера подозрения": Ницше, Фрейд
  • Тема 2. Кьеркегор и другие истоки экзистенциализма
  • Тема 3. Философия жизни: от спиритуализма к интуитивизму; от прото-герменевтики к неокантианству
  • Тема 4. Немецкое неокантианство и французское неогегельянство
  • Тема 5. Феноменология
  • Тема 6. Экзистенциализм
  • Тема 7. Критическая теория
  • Тема 8. Герменевтика
  • Тема 9. Прагматизм
  • Тема 10. Неогегельянство
  • Тема 11. Философия Ф. Брентано и А. Майнонга
  • Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
  • Тема 13. Эмпириокритицизм
  • Тема 14. Философия логического анализа
  • Тема 15. Логический позитивизм и постпозитивизм
  • Тема 16. Философия лингвистического анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре (М)
    Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях по 10-балльной шкале
  • неблокирующий Эссе (М)
    Эссе должно быть объемом 10 тыс. знаков и быть аргументированным ответом на один из вопросов, указанных в перечне тем эссе.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Студент дает письменный ответ на два вопроса (один теоретический вопрос, другой вопрос по первоисточникам). Длительность проведения письменного экзамена - 1 час 20 мин.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Ч)
    Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях по 10-балльной шкале
  • неблокирующий Работа на семинаре (Ч)
    Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Контрольная работа (Ч)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * Контрольная работа (Ч) + 0.3 * Письменный экзамен + 0.1 * Работа на семинаре (М) + 0.1 * Работа на семинаре (М) + 0.1 * Работа на семинаре (Ч) + 0.1 * Работа на семинаре (Ч) + 0.15 * Эссе (М)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : сборник научных трудов / В. Беньямин , составители И. Чубаров, И. Болдырев , под редакцией Я. Охонько. — Москва : РГГУ, 2012. — 288 с. — ISBN 978-5-7281-1276-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/291269 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль , перевод с немецкого В. И. Молчанова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 229 с. — ISBN 978-5-8291-3576-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133318 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 366 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-6949-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556793 (дата обращения: 04.07.2025).
  • История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для вузов / под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511511 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Описательная психология, Дильтей, В., 2018
  • По ту сторону принципа удовольствия, Фрейд, З., 1992
  • Страх и трепет, Кьеркегор, С., 2011
  • Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм : Сборник, Ницше, Ф., 2001
  • Творческая эволюция, Бергсон, А., 2001
  • Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания [Электронный ресурс] / [Пер. с фр.]. — Эл. изд. - 978-5-94193-889-6 - Сартр Ж.-П. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/384699 - 384699 - iBOOKS
  • Философия жизни, Риккерт, Г., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Glock, H.-J., & Hyman, J. (2017). A Companion to Wittgenstein. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444244
  • Griffin, N. (2003). The Cambridge Companion to Bertrand Russell. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125031
  • Robinson, H., & Dainton, B. (2013). The Bloomsbury Companion to Analytic Philosophy. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057762
  • S. Devi. (2018). Outline of Logical Positivism. [N.p.]: EBH Publishers [India]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1934615
  • Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
  • SIMONS, P. (2013). Metaphysics in Analytic Philosophy ; The Oxford HAndbook of the History of Analytic Philosophy. Ireland, Europe: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9641D62C
  • Wahl, R. (2018). The Bloomsbury Companion to Bertrand Russell. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1868020
  • Weinberg, J. R. (2013). An Examination of Logical Positivism. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677790
  • Красиков, В. (2014). Американская Философия Классического Периода: Реализм И Прагматизм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.874C4333
  • Легчилин, А. А., Румянцева, Т. Г., Барковский, П. В., Лещинская, И. И., Клецкова, И. М., Бобков, И. М., & Дудчик, А. Ю. (2015). История философии : учеб.-метод. пособие / А. А. Легчилин [и др.] ; под ред. А. А. Легчилина, И. И. Лещинской. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F49740EB

Авторы

  • Чернавин Георгий Игоревич
  • Макеева Лолита Брониславовна