• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Глобальный углеродный цикл

Статус: Курс обязательный (Управление низкоуглеродным развитием)
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Глобальный углеродный цикл» является базовым курсом магистерской программы «Управление низкоуглеродным развитием». Курс направлен на то, чтобы научить студентов прослеживать влияние современных изменений климата на различные аспекты жизни через воздействие на углеродный цикл, а также оценивать обратные связи в системе климат-углеродный цикл. Целями освоения дисциплины являются получение фундаментальных знаний о компонентах углеродного цикла и понимание их взаимосвязи, представления о влияния современных глобальных изменений климата на углеродный цикл, ознакомление с основными методами исследования потоков углерода в земных сферах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о компонентах углеродного цикла и понимание их взаимосвязи
  • формирование представления о влиянии современных глобальных изменений климата на углеродный цикл и отражение этого влияния в современной экономической ситуации
  • ознакомление с основными методами исследования потоков углерода в земных сферах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать взаимосвязь земных сфер через обмен углерода
  • Анализировать связь современных глобальных изменений климата и антропогенного влияния на углеродный цикл
  • Опробовать методы мониторинга потоков углерода в земных сферах
  • Прослеживать влияние современных изменений климата на различные аспекты жизни через воздействие на углеродный цикл
  • Оценивать обратные связи в системе климат-углеродный цикл
  • Формулировать научную задачу для развития технологий адаптации производства к современным изменениям климата с учетом перестройки углеродного цикла
  • разбираться в подходах к моделированию и прогнозированию потоков углерода в земных сферах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компоненты углеродного цикла.
  • Процессы в биосфере: растительный покров.
  • Процессы в биосфере: животные
  • Процессы в биосфере: грибы и микробиота.
  • Процессы в педосфере.
  • Процессы в литосфере.
  • Физико-химические процессы в гидросфере.
  • Биологические процессы в гидросфере
  • Процессы в атмосфере: углеродсодержащие парниковые газы.
  • Процессы в атмосфере: влияние углеродного цикла на содержание прочих газов
  • Цикл углерода в геологической истории Земли.
  • Цикл углерода в доиндустриальном мире.
  • Влияние индустриальной цивилизации на углеродный цикл.
  • Сокращение эмиссий углерода в энергетике, промышленности и на транспорте.
  • Прогнозы изменений углеродного цикла
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Текущий контроль на занятиях ведется в форме оценки ответов студентов на предлагаемые им тесты по изучаемым темам и источникам. Тесты проводятся на семинарских занятиях в письменной форме. В каждом тесте по 5 вопросов. На экране проектора демонстрируется вопрос и возможные варианты ответов в числе 4. Студенты выбирают ответ и записывают его номер. После демонстрации всех вопросов студенты отдают листки ответов преподавателю. После этого преподаватель показывает правильные ответы на тест. После проведения последнего теста число по каждому студенту суммируется число правильных ответов, рассчитывается отношение к общему числу вопросов и умножается на 10. Таким образом, максимальная оценка за тесты составляет 10 баллов. Если студент по уважительной причине пропустил контрольную, ему предоставляется возможность представить дополнительный доклад на семинаре, оценка за который заменяет оценку за пропущенную контрольную. За время прохождения курса планируется проведение 4 контрольных работ
  • неблокирующий Работа на семинаре.
    Текущий контроль на семинарах ведется в форме оценки докладов студентов по предложенным заранее темам, а также участия в обсуждении докладов. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) устный доклад с презентаций, 2) ответы на вопросы аудитории по докладу, 3) ответы на вопросы преподавателя по докладу, 4) участие в обсуждении доклада. Доклад студента имеет определяющее значение в выставлении оценки за работ на семинарах. Доклад оценивается по 5 критериям, каждый из которых оценивается максимально в 2 балла: 1) Логическая структура доклада (последовательность и связь отдельных задач); 2) Применение современных и релевантных проблеме источников данных и литературы; 3) Обоснованность и достоверность выводов; 4) Качество изложения, визуализации и презентации материалов; 5) Качество ответов на заданные вопросы из аудитории и от преподавателя. За время прохождения курса каждый студент должен сделать не менее 3 докладов. Итоговая оценка за доклады рассчитывается как средняя по всем сделанным докладам. Если студент за время курса сделал менее 3 докладов, то недостающие доклады учитываются с оценкой 0. Максимальное количество баллов, возможное для получения за работу на семинарских занятиях, равно 10.
  • неблокирующий Экзамен
    Устная часть экзамена представляет собой устную беседу с преподавателем на основе плана учебной дисциплины и списка примерных вопросов. Студенту будет задано 2 вопроса (один в виде билета, второй – устно во время беседы с преподавателем), каждый из которых оценивается 5 баллами (знание определений основных понятий, грамотное употребления понятий – 1 балл; полнота и логичность раскрытия вопроса – 1 балл; умение раскрыть взаимосвязи между отдельными компонентами проблемы –1 балл; понимание основных методических приемов анализа проблемы / решения задач по теме – 1 балл; ответы на дополнительные вопросы – 1 балл). Таким образом, суммарная оценка за экзамен составляет 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинаре. + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carbon and Other Biogeochemical Cycles. (2013). https://doi.org/10.1017/cbo9781107415324.015
  • Ваганов, Е. А. Оценка вклада сибирских регионов в глобальной экологический баланс (на примере вклада сибирских лесов в кругооборот углерода) / Е. А. Ваганов, А. З. Швиденко // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития : сборник научных трудов / А. В. Усс, В. Л. Иноземцев. - Москва : НИЦ ИНФРА-М ; Красноярск : СФУ, 2014. - с. 39-47. - ISBN 978-5-16-009360-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/474115

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Reichstein, M., Bahn, M., Ciais, P., Frank, D., Mahecha, M. D., Seneviratne, S. I., Zscheischler, J., Beer, C., Buchmann, N., Frank, D. C., Papale, D., Rammig, A., Smith, P., Thonicke, K., van der Velde, M., Vicca, S., Walz, A., & Wattenbach, M. (2019). Climate extremes and the carbon cycle. https://doi.org/10.1038/nature12350

Авторы

  • Замолодчиков Дмитрий Геннадьевич