• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Русский язык для продолжающих: от В1 и выше.

Статус: Дисциплины для иностранных студентов
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 160

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является дальнейшее развитие русскоязычных компетенций в русском языке общего владения (лексика, грамматика, синтаксис, стилистика), и в русском языке в профессиональной сфере. Задачи курса включают продвижение языковых компетенций студентов от уровня В1 (по шкале CEFR) до уровня В2 и выше.The course is designed to assist in further development of Russian-language competencies, both in general proficiency (vocabulary, grammar, syntax, stylistics), and in the Russian language in professional communication. The objectives of the course include improving students' language competencies from level B1 (on the CEFRscale) to level B2 and above.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Достичь уровня владения языком ТРКИ-2 (В2) и подтвердить его, сдав экзамен.
  • Освоить базовые навыки академического письма и говорения.
  • Освоить базовые навыки академического чтения и слушания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уверенно владеют лексико-грамматической системой русского языка на уровне ТРКИ-1, допускают минимальное количество ошибок в заданиях лексико-грамматического теста.
  • Уверенно читают без словаря неспециальные тексты, допускают минимальное количество ошибок в тесте, проверяющем понимание содержания текста.
  • Уверенно обсуждают широкий круг социально значимых проблем, не имеющих отношения к выбранной специальности, высказывают собственное мнение, выражают согласие, несогласие, сомнение, умеют запросить информацию у собеседника. Делают минимальное количество грамматических ошибок в устной речи.
  • Воспринимая на слух неадаптированные или минимально адаптированные тексты на социально значимые темы, не имеющие отношения к выбранной специальности, могут воспроизвести основную мысль услышанного, высказать собственную точку зрения относительно основной идеи текста, соотнести услышанную информацию с имеющимися фоновыми знаниями. Делают минимальное количество ошибок в тестах, проверяющих понимание услышанного.
  • Уверенно создают письменные тексты, связанные с общезначимыми социально-культурными проблемами: могут письменно пересказать прочитанный текст, высказав собственное мнение, написать дружеское письмо, сообщив требуемую информацию и задав вопросы разной структуры. Делают минимальное число грамматических и лексических ошибок, связанных с материалом уровня ТРКИ-1.
  • Владеет лексикой в пределах минимума ТРКИ-2: соотносит слово и его толкование, использует слово в устной и письменной речи.
  • Уверенно владеет грамматикой в пределах программы ТРКИ-2, предусмотренной ГОСТ-ом. Делает минимальное количество ошибок в лексико-грамматическом тесте ТРКИ-2, делает минимальное количество грамматических ошибок в устной и письменной речи (в рамках уровня ТРКИ-2).
  • Умеют различать научный, деловой, публицистический, художественный и разговорный стили речи, отличать формальный текст от неформального, выбирать уместные для конкретной ситуации общения языковые средства, формальные или неформальные.
  • Владеют основными жанрами академической речи. Могут создать тексты этих жанров, как письменные, так и устные. Владеют нормами академического этикета.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русский язык как иностранный: ТРКИ-1, корректировочный курс
    Раздел может быть опущен, если группе не требуется корректировочный курс ТРКИ-1.
  • Русский язык как иностранный: ТРКИ2, лексика, грамматика
  • Русский язык как иностранный: ТРКИ2, элементы академической речи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Oral interview
    Устный опрос на занятиях
  • неблокирующий Project
  • неблокирующий Test
  • неблокирующий Homework
  • неблокирующий In-class assignment
  • неблокирующий In-class assignment
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    1 * In-class assignment
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * 2025/2026 2nd module + 0.2 * Homework + 0.25 * In-class assignment + 0.1 * Oral interview + 0.1 * Project + 0.1 * Test
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455611 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Антипина, О. В. Грамматика русского языка. Глагол и отглагольные формы (II сертификационный уровень) : справочник : справочник / О. В. Антипина, М. И. Винокурова. — Иркутск : ИГМУ, 2022. — 60 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/343409 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Былинский, К. И. Литературное редактирование : учебное пособие / К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 395 с. — ISBN 978-5-9765-0987-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99998 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Востоковедение. Академическое письмо : учебное пособие для академического бакалавриата, Нестерова, О. А., 2018
  • Дорога в Россию. 2: (Базовый уровень), , 2016
  • Дорога в Россию. 3, 1: (Первый уровень - 1), , 2016
  • Дорога в Россию. 3, 1: (Первый уровень - 1), Антонова, В. Е., 2017
  • Дорога в Россию. 3, 2: (Первый уровень - 2), , 2014
  • Дорога в Россию. 3, 2: (Первый уровень - 2), , 2016
  • Коньшина, О. Г. Русский как иностранный. Язык науки. Базовый уровень : учебное пособие / О. Г. Коньшина. — Новосибирск : НГТУ, 2022. — 68 с. — ISBN 978-5-7782-4701-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/306197 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2015
  • Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2016
  • Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику : учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся, Баско, Н. В., 2018
  • Русский язык : первые шаги. Ч.3: ., Беликова, Л. Г., 2019
  • Русский язык как иностранный (A1–A2), Корнева, Г.В., 2021
  • Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс (+CD) : Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Ласкарева, Е.Р., 2016
  • Русский язык как иностранный. Ч.1: ., Позднякова, А. А., 2014
  • Русский язык как иностранный. Ч.2: ., Позднякова, А. А., 2014
  • Слушать и услышать : пособие по аудированию для изучающих русский язык как неродной : базовый уровень (А2), Ермаченкова, В. С., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дорога в Россию. 2: (Базовый уровень), , 2016
  • Русский язык : первые шаги. Ч.2: ., Беликова, Л. Г., 2018

Авторы

  • Леонтьева Анна Леонидовна
  • Еремина Ольга Сергеевна
  • Старостина Анна Арсеновна