• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Основы психологии и педагогики отклоняющегося поведения детей и подростков

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Согласно актуальным исследованиям, более 14% детей в возрасте 7–18 лет в России проявляют девиантное поведение. На государственном уровне отмечается, что к категории «трудных» относятся около 420 тысяч российских подростков. При этом, несмотря на общее снижение подростковой преступности, число рецидивов продолжает расти. Сегодня становится все более очевидно, что проблемное (трудное) поведение может проявляться у детей независимо от их социально-экономического статуса, пола, возраста и типа образовательного учреждения, в котором они обучаются. Хотя специфика работы школьных психологов не предусматривает глубокой коррекционной или терапевтической деятельности, а основной задачей учителей является организация образовательного процесса, реальность показывает: каждый специалист, работающий с детьми, должен иметь «аптечку первой помощи» для взаимодействия с подобным детьми. На данный момент существует немало программ, направленных на профилактику отклоняющегося поведения в образовательных учреждениях. Однако большинство из них носит универсальный характер и не имеет достаточной доказательной базы. Настоящий курс содержит как теоретическую часть, основанную на классических и современных исследованиях феномена девиантного поведения, так и практическую, где слушатели смогут разработать собственные SOS-инструменты и подходы к работе с детьми, проявляющими трудное поведение. Курс будет полезен и для руководителей в образовании, так как в нем будут рассмотрены и системные решения по управлению рисками развития девиантного поведения у учащихся. В процессе обучения участники узнают о механизмах генезиса девиантного поведения, факторах, способствующих его снижению или, напротив, усилению, а также о специфических методах и технологиях, помогающих справляться с подобными проявлениями. Принцип «сначала надень маску на себя» лежит в основе курса, поэтому особое внимание будет уделено практикам самоподдержки педагогов, позволяющим успешно преодолевать стресс и эмоциональные нагрузки в профессиональной деятельности. Кроме того, курс основан на принципе системности: социальная ситуация подростка рассматривается во всей ее полноте, включая семейные условия, школьную обстановку и влияние сверстников.