• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Методология исследований в маркетинге

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён практическим методам и подходам, применяемым в исследованиях потребителей. Исследования потребителей – важный источник знаний для бизнеса, помогающий принимать обоснованные решения в разных сферах работы компании: от построения брендов и разработки новых продуктов до управления ассортиментом и улучшения клиентского опыта. В процессе исследования используются знания из области социологии, статистики, анализа данных, психологии и поведенческой экономики. Дисциплина поможет изучить как, ранее полученные теоретические знания, находят прикладное применение в задачах изучения потребителей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с принципами постановки исследовательских задач, особенностями дизайна исследования, общепринятыми и технологичными инструментами сбора данных, а также методами математического анализа. Курс выстроен в логике исследовательского процесса, что поможет последовательно освоить ключевые этапы проекта и сформировать целостное понимание работы исследователя. Дать студентам практические навыки проведения маркетинговых исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оперировать основными понятиями и терминами, используемыми в маркетинговых исследованиях.
  • Формулировать цели исследования и планировать его структуру.
  • Выбирать подходящие методы сбора и анализа данных, выстраивать исследовательский процесс.
  • Аргументировать выбор типа выборки исследования, понимать принципы формирования выборки исследования.
  • Организовывать проведение и анализ полуструктурированных интервью.
  • Планировать количественные исследования и процесс математического анализа данных.
  • Применять методы проверки статистических гипотез.
  • Консолидировать информацию, собранную в ходе реализации проекта с целью ее использования в подготовке аналитических материалов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в потребительские исследования
  • Тема 2. Дизайн маркетингового исследования
  • Тема 3. Качественные маркетинговые исследования
  • Тема 4. Количественные маркетинговые исследования (анкетирование)
  • Промежуточное обобщение полученных знаний через решение кейса
  • Тема 5. Обработка и анализ данных
  • Тема 6. Применение результатов маркетинговых исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1: Формулировка бизнес-задачи и декомпозиция
    Суть задания: Студенты делятся на группы, и каждая группа получает к ознакомлению раздаточный материал – бриф от заказчика проекта рыночного исследования. В материале содержится информация о целях заказчика и желаемых результатах. Студенты должны применить полученные навыки декомпозиции для того, чтобы сформулировать контекст исследования и его бизнес-задачу. После завершения формулирования контекста и задачи исследования, студенты должны создать предложение с дизайном исследования, отвечающим на выделенную бизнес-задачу (Объём: не более 2 страниц, размер шрифта 12пт (Word)).
  • блокирующий Экзамен
    Тесты формируются на основе материалов лекций и семинаров, а также дополнительной литературы, предоставленной студентам в начале курса/в конце каждой лекции или семинара.
  • неблокирующий Домашнее задание 2: Работа с базой данных
    Суть задания: Студенты получают учебный материал – базу данных проведенного количественного исследования по брифу из ДЗ номер 3. База содержит ряд логических и технических ошибок, а также требует проведения базовых операций по очистке и оптимизации. Студенты должны применить полученные знания для применения базовых операций проверок и очистки данных, чтобы привести БД в вид, пригодный для аналитической работы. необходимо составить скрипт обработки данных и предоставить расчетные таблицы, результаты которых должны соответствовать выданному заданию. Далее им необходимо составить скрипт обработки данных и предоставить расчетные таблицы, результаты которых должны соответствовать выданному заданию.
  • неблокирующий Домашнее задание 3: Анализ данных
    Суть задания: Студенты продолжают работу с БД; им необходимо выдвинуть 2 гипотезы, релевантные для бизнес-задачи из брифа, после чего провести процедуру проверки гипотез и написать отчет о полученных выводах. Применяя полученные знания, студентам необходимо применить процедуры факторного анализа, логистической регрессии, а также сформулировать выводы на основе полученных данных, релевантные для бизнес-задачи.
  • неблокирующий Защита группового проекта
    Защита презентации перед комиссией.
  • неблокирующий Тест 1
    Тест направлен на проверку усвоения теоретических основ потребительских исследований, логики постановки бизнес-задачи и принципов дизайна маркетингового исследования, а также понимания специфики качественных исследований. Тест включает задания закрытого и полуоткрытого типа (одиночный и множественный выбор, установление соответствий, краткие формулировки), охватывающие темы 1–3.
  • неблокирующий Тест 2
    Тест направлен на проверку понимания принципов построения анкет, типов вопросов и шкал, а также базовых подходов к обработке и анализу количественных данных. Тест включает задания закрытого и полуоткрытого типа (одиночный и множественный выбор, интерпретация таблиц и результатов расчетов, короткие пояснения), охватывающие темы 4–5.
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.05 * Домашнее задание 1: Формулировка бизнес-задачи и декомпозиция + 0.05 * Домашнее задание 2: Работа с базой данных + 0.05 * Домашнее задание 3: Анализ данных + 0.2 * Защита группового проекта + 0.1 * Посещаемость + 0.05 * Тест 1 + 0.05 * Тест 2 + 0.45 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Malhotra, Naresh. Marketing Research: an Applied Orientation, Global Edition, Pearson Education, Limited, 2019. ProQuest Ebook Central, Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5640382.
  • Marketing research : an applied orientation, Malhotra, N. K., 2020
  • Галицкий, Е. Б.  Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 490 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19448-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559701 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Галицкий, Е. Б.  Маркетинговый анализ данных : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19456-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569142 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lancaster, Geoff. Research Methods in Management : A Concise Introduction to Research in Management and Business Consultancy, Routledge, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=297137.
  • O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969
  • Quimby, E., & Ebook Library. (2012). Doing Qualitative Community Research : Lessons for Faculty, Students and Communities. [Sharjah, U.A.E.]: Bentham Science Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500704
  • Research ethics in applied economics : a practical guide, Josephson, A., 2024
  • Sociological Methods & Research. Vol.54, N.3, , 2025
  • Somekh, B. (2006). Action Research : A Methodology for Change and Development. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234120
  • Sreejesh, S., Anusree, M. R., & Mohapatra, S. (2014). Business Research Methods : An Applied Orientation. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=621472
  • Welch, C., & Marschan-Piekkari, R. (2004). Handbook of Qualitative Research Methods for International Business. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473073

Авторы

  • Тункевичус Эдуард Олегович
  • Титов Антон Александрович
  • Корнилова Анастасия Александровна