• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Стратегический анализ

Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Стратегический анализ” посвящена тематике стратегического анализа и стратегического менеджмента в современных компаниях из различных отраслей, а также стратегического мышления в целом, применительно как к стратегиям в бизнесе, так и к вопросам личных стратегий. В рамках дисциплины рассматриваются границы и задачи современного стратегического анализа и стратегического менеджмента, их место и роль в управлении и развитии компаний. Значительная часть дисциплины посвящена вопросам анализа внутренней и внешней среды компаний, вопросам разработки бизнес-стратегий в зависимости от условий функционирования компании, а также тематике их последующей реализации. В рамках дисциплины также рассматриваются вопросы корпоративных стратегий, управления портфелем, а также возможных ролей корпоративного центра. Отдельные разделы дисциплины посвящены таким вопросам, как возможные роли главных стратегов компаний, а также работе с внешними стратегическими консультантами
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является развитие у студентов навыков стратегического мышления применительно как к бизнес-среде, так и за ее пределами, а также формирование понимания ключевых задач стратегического анализа и менеджмента в современных компаниях. К целям дисциплины относится освоение подходов, навыков и инструментов разработки стратегий для компаний, функционирующих в различных средах, в т.ч. – в условиях высокой конкуренции и непредсказуемости, и понимание всех составляющих процесса стратегического анализа и менеджмента в современных корпорациях – как по всему жизненному циклу стратегии, так и всей вертикали компании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
  • Владеет инструментами анализа макро- и микроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
  • Владеет методами и инструментами формирования стратегических развилок и выбора оптимальных опций
  • Владеет инструментами и методами разработки всех этапов бизнес-стратегий
  • Владеет терминами и инструментарием корпоративных стратегий, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным центром, использует матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению корпоративными портфелями
  • Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их применять для решения задач развития компании
  • Владеет основными навыками стратегического мышления и их применения как в бизнес-среде, так и в человеческой жизни в целом
  • Владеть основными навыками стратегического мышления и их применения как в бизнес-среде, так и в человеческой жизни в целом
  • Понимать границы и структуру стратегического анализа и менеджмента в современных компаниях
  • Уметь анализировать внутреннюю и внешнюю среды компании и синтезировать ключевые стратегические выводы из проведенного анализа
  • Уметь формулировать стратегические развилки для компаний из различных отраслей, оценивать и выбирать оптимальные опции для стратегических развилок
  • Уметь детализировать бизнес-стратегии, включая проработку всех релевантных и необходимых составляющих детализации
  • Понимать различные подходы к описанию бизнес-моделей и уметь анализировать бизнес-модели компаний в различных отраслях
  • Понимать основные этапы и задачи жизненного цикла бизнес-стратегий
  • Понимать основные задачи и проблематику реализации бизнес-стратегий
  • Понимать особенности корпоративных стратегий и управления портфелями компаний, а также понимать типовые роли корпоративных центров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в стратегический менеджмент и в бизнес-стратегии
  • Раздел 2. Классический подход к разработке бизнес-стратегий, ключевые этапы, цели и задачи каждого этапа
  • Раздел 3. Стратегическое мышление за пределами бизнес-среды
  • Раздел 4. Бизнес-модели
  • Раздел 5. Жизненный цикл бизнес-стратегии. Отдельные вопросы реализации бизнес-стратегий
  • Раздел 6. Отдельные современные стратегические концепции
  • Раздел 7. Вертикаль стратегий в компании. Корпоративные стратегии
  • Раздел 8. Роли главного стратега в современных компаниях. Предпосылки привлечения внешних консультантов. Подведение итогов курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
    Домашнее задание заключается в проработке и ответе на поставленные в задании вопросы применительно к личной профессиональной стратегии каждого студента. Ответы оформляются в виде презентации и высылаются преподавателю или в формате .ppt, или в формате .pdf, экспортированном из .ppt. Выполненные работы высылаются преподавателю на электронную почту
  • неблокирующий Групповая проектная работа
    Групповая проектная работа заключается в разработке бизнес-стратегии для выбранной и согласованной с преподавателем компании и выполняется командой студентов из 5-6 человек. На последнем семинаре курса команды проводят итоговую презентацию выполненных работ
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится по итогам освоения теоретической и практической частей дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля. В рамках дисциплины не предусматривается освобождение преподавателем студентов от прохождения экзамена, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учета веса экзамена Экзамен проводится в формате индивидуальной письменной работы, включающей как общетеоретические вопросы, так и практические вопросы. Ответ на каждый вопрос оценивается отдельными баллами – от 0 до 8. Дополнительно за каждый вопрос могут быть выставлены баллы отличия на усмотрение преподавателя – от 0 до 2. Баллы отличия могут быть поставлены преподавателем за глубину и аргументированность ответов, превышающие базовые ожидания преподавателя, а также за применение релевантных подходов и инструментов, не рассмотренных в рамках курса. При прохождении экзамена студентам запрещается пользоваться какими-либо внешними источниками информации, в частности, телефоном, компьютером, учебником, шпаргалками и т.д. Условие сдачи экзамена – получение оценки за экзамен не ниже 3,5. Оценка за экзамен не округляется. По результатам прохождения дисциплины арифметически округляется итоговая оценка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Групповая проектная работа + 0.2 * Индивидуальное домашнее задание + 0.2 * Тесты + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес - модели : 55 лучших шаблонов, Гассман, О., 2022
  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2008
  • Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2024
  • Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009

Авторы

  • Беляков Алексей Геннадьевич