• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Теория языка в школе

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит будущих школьных преподавателей русского языка с современными представлениями об основных разделах современной лингвистики - фонетики и фонологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, семантики - и с тем, как перестроить школьную программу в соответствии с актуальными лингвистическими знаниями и педагогическими подходами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Владеть современными подходами к описанию и анализу фонетических единиц и средств русского языка
  • Выстраивать связи между орфографическими и грамматическими закономерностями и исторической фонетикой русского языка
  • Уметь объяснять школьникам источник непоследовательности в русской орфографии, графике и орфоэпии
  • Пользоваться знаниями о диалектологии, орфоэпии и интерференции для расширения эрудиции учеников и обогащения их внутреннего мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет современными подходами к описанию и анализу фонетических единиц и средств русского языка
  • Студент выстраивает связи между орфографическими и грамматическими закономерностями и исторической фонетикой русского языка
  • Студент умеет объяснять школьникам источники непоследовательности в русской орфографии, графике и орфоэпии
  • Студент пользуется знаниями о диалектологии, орфоэпии и интерференции для расширения эрудиции учеников и обогащения их внутреннего мира
  • Студенты знакомы с понятиями конвенциональной метафоры и метонимии, понимают, чем конвенциональные метафоры и метонимии отличаются от соответствующих риторических приемов, умеют выделять метафоры и метонимии в тексте.
  • Студенты знакомы с понятиями ассерции, пресуппозиции, импликатуры. Умеют выделять их в тексте и в толкованиях отдельных лексем.
  • Студент может перечислить основные современные подходы к описанию грамматических явлений и изложить их основные особенности
  • Студент может изложит типологию локусов маркирования и применить основные диагностики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика в преподавании русского языка в школе
  • Семантика в преподавании русского языка в школе
  • Словообразование
  • Словоизменение
  • Синтаксис в преподавании русского языка в школе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект исследования по фонетике
    Студент описывает возможное исследование, которое можно было бы провести со школьниками, или разрабатывает урок с использованием углублённых знаний по фонетике
  • неблокирующий Домашнее задание по семантике
  • неблокирующий Домашнее задание по грамматике
    Домашнее задание, которое основано на материале фрагментов курса, посвящённым грамматическим темам: морфологии (словоизменению) и синтаксису. Предполагает развёрнутые ответы-рассуждения на вопросы, отталкивающихся от тем, разобранных на семинаре; анализ языковых явлений; решение лингвистической задачи и анализ её возможного применения на школьном занятии.
  • неблокирующий Домашнее задание по словообразованию
    Домашнее задание по словообразованию. Проверяется способность определять порядок словообразовательных операций, выявлять основу глагола, используемую при деривации, и её тип (основа НСВ / основа СВ), выявлять нестандартные морфологические операции (в частности, усечение показателей, гаплологию и др.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.5 * Домашнее задание по семантике + 0.5 * Проект исследования по фонетике
  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Домашнее задание по грамматике + 0.5 * Домашнее задание по словообразованию
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика : синонимические средства языка, Апресян, Ю. Д., 1995
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Динамические модели в семантике лексики, Падучева, Е. В., 2004
  • Историческая грамматика русского языка : фонетика, морфология: учебник для вузов, Галинская, Е. А., 2016

Авторы

  • Рыжова Дарья Александровна
  • Поливанов Константин Михайлович
  • Старченко Алексей Миронович
  • Летучий Александр Борисович
  • Зибер Инна Арнольдовна