2025/2026





Теория языка в школе
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит будущих школьных преподавателей русского языка с современными представлениями об основных разделах современной лингвистики - фонетики и фонологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, семантики - и с тем, как перестроить школьную программу в соответствии с актуальными лингвистическими знаниями и педагогическими подходами.
Цель освоения дисциплины
- Владеть современными подходами к описанию и анализу фонетических единиц и средств русского языка
- Выстраивать связи между орфографическими и грамматическими закономерностями и исторической фонетикой русского языка
- Уметь объяснять школьникам источник непоследовательности в русской орфографии, графике и орфоэпии
- Пользоваться знаниями о диалектологии, орфоэпии и интерференции для расширения эрудиции учеников и обогащения их внутреннего мира
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет современными подходами к описанию и анализу фонетических единиц и средств русского языка
- Студент выстраивает связи между орфографическими и грамматическими закономерностями и исторической фонетикой русского языка
- Студент умеет объяснять школьникам источники непоследовательности в русской орфографии, графике и орфоэпии
- Студент пользуется знаниями о диалектологии, орфоэпии и интерференции для расширения эрудиции учеников и обогащения их внутреннего мира
- Студенты знакомы с понятиями конвенциональной метафоры и метонимии, понимают, чем конвенциональные метафоры и метонимии отличаются от соответствующих риторических приемов, умеют выделять метафоры и метонимии в тексте.
- Студенты знакомы с понятиями ассерции, пресуппозиции, импликатуры. Умеют выделять их в тексте и в толкованиях отдельных лексем.
- Студент может перечислить основные современные подходы к описанию грамматических явлений и изложить их основные особенности
- Студент может изложит типологию локусов маркирования и применить основные диагностики
Содержание учебной дисциплины
- Фонетика в преподавании русского языка в школе
- Семантика в преподавании русского языка в школе
- Словообразование
- Словоизменение
- Синтаксис в преподавании русского языка в школе
Элементы контроля
- Проект исследования по фонетикеСтудент описывает возможное исследование, которое можно было бы провести со школьниками, или разрабатывает урок с использованием углублённых знаний по фонетике
- Домашнее задание по семантике
- Домашнее задание по грамматикеДомашнее задание, которое основано на материале фрагментов курса, посвящённым грамматическим темам: морфологии (словоизменению) и синтаксису. Предполагает развёрнутые ответы-рассуждения на вопросы, отталкивающихся от тем, разобранных на семинаре; анализ языковых явлений; решение лингвистической задачи и анализ её возможного применения на школьном занятии.
- Домашнее задание по словообразованиюДомашнее задание по словообразованию. Проверяется способность определять порядок словообразовательных операций, выявлять основу глагола, используемую при деривации, и её тип (основа НСВ / основа СВ), выявлять нестандартные морфологические операции (в частности, усечение показателей, гаплологию и др.).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.5 * Домашнее задание по семантике + 0.5 * Проект исследования по фонетике
- 2025/2026 3rd module0.5 * Домашнее задание по грамматике + 0.5 * Домашнее задание по словообразованию
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика : синонимические средства языка, Апресян, Ю. Д., 1995
- Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Динамические модели в семантике лексики, Падучева, Е. В., 2004
- Историческая грамматика русского языка : фонетика, морфология: учебник для вузов, Галинская, Е. А., 2016