• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Практики работы с особенностями учащихся

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс о том, как максимально эффективно и комфортно для ученика и учителя построить или перестроить обучение с поправкой на особые потребности аудитории (степень мотивации, возрастные особенности, речевая и поведенческая инклюзия, языковая принадлежность, билингвальность и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • По окончании курса студенты получают представление о том, как работать на уроках РУССКОГО ЯЗЫКА с учащимися, для которых он не является родным, а также с носителями русского языка с ОВЗ: расстройством аутистического спектра, дисграфией, дислексией. По запросу обсуждаются также практики работы с одаренными детьми.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты формулируют проблемы, возникающие у конкретного ребенка-билингва при освоении русского языка.
  • Опираясь на достижения современной лингводидактики, студенты предлагают пути решения проблем, возникающих у конкретного ребенка-билингва при освоении русского языка.
  • Студенты формулируют проблемы и их вероятные причины, возникающие у конкретного ребенка с ОВЗ при освоении норм русского языка.
  • Студенты формулируют возможные пути решения выявленных проблем, создают индивидуальную программу, позволяющую ученику с ОВЗ компенсировать существующие дефициты и развивать сильные стороны.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Работа с детьми-билингвами
  • Работа на уроках русского языка с детьми с ОВЗ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе: работа с конкретной проблемой конкретного ученика
    Студентам предлагается определить у конкретного ученика одну конкретную проблему, связанную с освоением русского языка, сформулировать ее возможные причины и предложить пути решения с опорой на сильные стороны этого ученика.
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Тест
    тест по материалам курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.1 * Доклад + 0.1 * Доклад + 0.4 * Тест + 0.4 * Эссе: работа с конкретной проблемой конкретного ученика
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абрамова, М. В.  Русский язык как иностранный. Педагогика. Практикум : учебник для вузов / М. В. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06779-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564764 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь : учебник для вузов / ответственный редактор О. С. Никольская. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15647-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568366 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Даниелян, М. Г. От предложения к тексту (русский язык как иностранный): практикум : учебное пособие / М. Г. Даниелян, С. В. Полухина. — Москва : МИСИ – МГСУ, 2022. — 80 с. — ISBN 978-5-7264-3165-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/342512 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дорога в Россию. 1: (Элементарный уровень), Антонова, В. Е., 2016
  • Дорога в Россию. 2: (Базовый уровень), , 2016
  • Дорога в Россию. 2: (Базовый уровень), , 2016
  • Дорога в Россию. 3, 1: (Первый уровень - 1), , 2016
  • Дорога в Россию. 3, 1: (Первый уровень - 1), Антонова, В. Е., 2017
  • Дорога в Россию. 3, 2: (Первый уровень - 2), , 2014
  • Дорога в Россию. 3, 2: (Первый уровень - 2), , 2016
  • Корниенко, Е. Р. Грамматические модели в языке и тексте: русский язык как иностранный : учебное пособие / Е. Р. Корниенко, В. А. Марьянчик. — Архангельск : САФУ, 2015. — 112 с. — ISBN 978-5-261-01064-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96651 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Специальная педагогика и психология. Аутизм и расстройства аутистического спектра : учебник для среднего профессионального образования / ответственный редактор О. С. Никольская. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 295 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20991-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559132 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 34031 - Картинки в голове: И другие рассказы о моей жизни с аутизмом - Т.Грандин - Альпина нон-фикшн - 9785002231430 - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/34031 - Alpina
  • Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я : монография / Б. Беттельхейм , перевод с английского Б. Орлова. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 484 с. — ISBN 978-5-8291-2694-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132637 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ласкарева, Е. Р., Русский язык как иностранный. Интенсивный курс. Уровни А1-А2 +еПриложение : учебник / Е. Р. Ласкарева. — Москва : КноРус, 2024. — 396 с. — ISBN 978-5-406-11904-4. — URL: https://book.ru/book/950522 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Марьянчик, В. А. Русский язык как иностранный в сюжетах : учебное пособие / В. А. Марьянчик. — Архангельск : САФУ, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-261-01577-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226958 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Особенности устного дискурса высокофункциональных детей с расстройствами аутистического спектра(п... : автореф. дис. ... канд. филологических наук: 10.02.19, Павлов, А. В., 2018
  • Подольская, О. А. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. — 83 с. — ISBN 978-5-00151-119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/331928 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Практическая нейропсихология : помощь неуспевающим школьникам: нарушения обучения, поведения; дисграфия; дислексия; коррекция СДВГ; трудности общения; эмоциональные расстройства, Глозман, Ж. М., 2010
  • Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс (+CD) : Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Ласкарева, Е.Р., 2016
  • Русский язык как иностранный. Ч.1: ., Позднякова, А. А., 2014
  • Русский язык как иностранный. Ч.2: ., Позднякова, А. А., 2014
  • Слушать и услышать : пособие по аудированию для изучающих русский язык как неродной : базовый уровень (А2), Ермаченкова, В. С., 2018

Авторы

  • Леонтьева Анна Леонидовна