2025/2026





Теория и практика управления образовательными системами
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Образовательные реформы рассматриваются как основной ресурс развития государства, однако темпы и неточность их реализации эксперты объясняют девальвацией управленческих сигналов от уровня органов государственного управления до директора и педагога. Современному руководителю на всех уровнях управления образованием необходимы способность анализировать основания и механизмы формирования государственной политики в сфере образования, понимание соотношения политики и управления в моделях государственного управления образовательными системами, умение определять инструменты реализации государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем в конкретном социокультурном контексте и сохранять баланс политики, управления и педагогики в своей деятельности. На помощь магистрантам в освоении этих умений и направлена данная дисциплина. Изучение дисциплины способствует формированию у студентов профессиональной управленческой позиции как субъекта образовательной политики и овладению средствами реализации этой позиции на конкретном уровне управления образованием.
Цель освоения дисциплины
- Создать условия для развития у слушателей умений ориентироваться в основных теориях, понятиях, механизмах современного государственного и муниципального управления и государственной образовательной политики
- Обеспечить формирование у слушателей умений определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней
- Помочь сформировать навыки изучения и анализа институциональных аспектов формирования государственной образовательной политики, государственно-управленческой деятельности и принятия государственных решений в сфере образования
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует умение анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе, образовательно организации
- Демонстрирует умение определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней
- Владеет навыком изучения и анализа текстов, определяющих и обосновывающих основные положения государственной образовательной политики и их реализации на разных уровнях управления образовательными системами, а также самостоятельной подготовки соответствующих профессиональных текстов
Содержание учебной дисциплины
- Системный подход как методологический и праксеологический инструмент современного управленца и политика в сфере образования
- Государственное управление и государственная политика в образовании. Система образования в РФ
- Факторы формирования госполитики в сфере образования
- Условия эффективности образовательной политики
- Субъекты образовательной политики и стейкхолдеры. Директор школы как субъект ОП
- Политика как стратегия: механизмы и инструменты. Разработка решения в области образовательной политики
- Инструменты государственного управления реализацией политических стратегий в области образования
- Политика как коммуникация: механизмы и инструменты. Методология анализа образовательной политики
- Управление локальной образовательной системой. Иерархические и сетевые модели управления
- Управление локальной системой: от идеи к принятию решений и работе с последствиями
- Ценностные модели управления и их значение в образовательной организации
- Защита проектного решения
Элементы контроля
- Презентация проектного предложения «Модель управления локальной образовательной системы»
- Сравнительная таблица «Модели государственного управления»Сравнительная таблица «Модели государственного управления»
- Аналитическая записка
- Анализ причин неуспеха государственного проекта в области образования
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Анализ причин неуспеха государственного проекта в области образования + 0.3 * Аналитическая записка + 0.3 * Презентация проектного предложения «Модель управления локальной образовательной системы» + 0.2 * Сравнительная таблица «Модели государственного управления»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Горшкова, Е. (2011). Управление Образовательными Системами В Современных Условиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69899162
- Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
- ЗУДИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, ГАПОНЕНКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, & САМСОНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Инновационное Управление Образовательными Системами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8C30A27
- Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E
Рекомендуемая дополнительная литература
- Давыдова, Н. (2009). Управление Образовательными Системами (Региональный Аспект) (Учебно-Методическое Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1514248
- Закирова, Э. (2013). Управление Образовательными Системами С Использованием Мультиагентных Технологий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1690C852
- Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03503-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490618 (дата обращения: 04.07.2025).
- Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03501-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490619 (дата обращения: 04.07.2025).
- Седых, Е. П. (2018). Особенности Проектного Управления Образовательными Системами. Herald Mininskogo University, 6(4), 41–53. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-3