2025/2026





GR в инновациях
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ибрагимов Урал Фаритович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «GR в инновациях» предназначена для формирования у студентов профессиональных компетенций в области стратегического взаимодействия технологических и инновационных компаний с органами государственной власти, а также освоения современных инструментов Government Relations в условиях цифровой трансформации экономики. Курс ориентирован на изучение моделей и этапов развития GR — от традиционных форм до цифровых платформ и экосистем быстрого реагирования — с акцентом на выстраивание долгосрочных отношений с государственными органами, компаниями с государственным участием и другими стейкхолдерами. Внимание уделяется применению цифровых решений и аналитических инструментов для мониторинга законодательства и формирования современной регуляторной среды инновационного бизнеса, вопросам правового регулирования новых рынков и отраслей, управлению рисками, участию в программах государственной поддержки и защите интересов отраслей и групп. Особая роль в курсе отводится развитию ESG-повестки, предпринимательского и гибкого мышления, а также компетенциям стратегической коммуникации и командной работы. Российские и международные практики реализации GR-стратегий, актуальная нормативная база, а также лучшие кейсы индустрии поддерживают практико-ориентированное обучение. Форматы контроля включают интерактивное тестирование, кейсы и творческую работу, а освоение дисциплины обеспечивает готовность к самостоятельному анализу регуляторной среды, выработке управленческих решений, формированию эффективной коммуникационной стратегии с органами власти и активному участию в развитии новых рынков и государственных программ.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - дать понимание студенту о том, с какими сложностями сталкиваются инновационные компании при взаимодействии с государственными институтами в контексте инновационных проектов, приводящих к социальным изменениям, какие существуют прямые и косвенные механизмы поддержки инноваций, о том, как создавать и лоббировать регуляторные документы, и, наконец, как государство определяет правила и стратегии сотрудничества для реализации инновационных инициатив. При этом на все эти вопросы важно получить разные точки зрения действующих представителей инновационной инфраструктуры.
Планируемые результаты обучения
- Студенты запомнят и смогут объяснить ключевые термины, концепции и принципы взаимодействия инновационных компаний с государственными структурами в рамках GR.
- Научатся применять инструменты и методы Government Relations для разработки, внедрения и продвижения инновационных и социальных проектов.
- Сумеют анализировать законодательную и институциональную среду, оценивать влияние государственной политики на развитие инноваций и социальные изменения.
- Смогут интегрировать подходы GR и социального проектирования при создании комплексных решений для устойчивого развития.
- Овладеют навыками разработки и защиты проектов, учитывающих современные стратегии взаимодействия бизнеса, государства и общества.
- Научатся критически оценивать существующие социальные и инновационные проекты, предлагать обоснованные улучшения на основе анализа GR-стратегий и мирового опыта.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Введение в GR и социальное проектирование
- 2. Роль государства в инновациях и социальных изменениях
- 3. Правовая и нормативная база GR и инноваций
- 4. Социальное проектирование как GR-инструмент
- 5. Инновации и социальные проекты: стратегии взаимодействия с государством
- 6. Лоббирование и разработка GR-стратегии
- 7. Коммуникации и PR в GR
- 8. Управление инновационными проектами и взаимодействие с государством
- 9. Взаимодействие технологических компаний и стартапов с государством
- 10. Решения для автоматизации и упрощения выполнения требований законодательства и нормативного регулирования.
Элементы контроля
- Кейс
- Интерактивное тестированиеОценка за тесты (T) - это простая средняя оценка за каждый из 6 тестов, включающих 3-5 вопросов и заданий. Вопросы и задания тестов характеризуются 3 уровнями сложности: Простой (тестовый вопрос с несколькими вариантами ответов) - 1 балл; Средний (открытый вопрос) - 2 балла; Сложный (задание) - 3 балла.
- Индивидуальное заданиеИндивидуальное задание на выбор: либо проект GR стратегии, либо глубокий анализ кейса технологической компании
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.4 * Индивидуальное задание + 0.3 * Интерактивное тестирование + 0.3 * Кейс
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
- Goeldner, M., Kruse, D. J., & Herstatt, C. (2017). Lead user method vs. innovation contest: An empirical comparison of two open innovation methodologies for identifying social innovation for flood Resilience in Indonesia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.323EF336
- GR и лоббизм : теория и технологии, учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой, 315 с., Ачкасова, В. А., Минтусов, И. Е., Филатова, О. Г., Баширов, М. Ф., Белоусов, А. Б., Большаков, С. Н., Быков, И. А., Дашевская, О. А., Дорский, А. Ю., Есипова, И. Ф., Киселев, К. В., Кулахметова, М. В., Побединский, И. М., Румянцев, О. Г., Самойленко, С. А., Сопов, И. А., Толстых, П. А., 2017
- GR и лоббизм: теория и технологии : учебник для вузов / под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14000-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511288 (дата обращения: 04.07.2025).
- GR. Практикум по лоббизму в России, Толстых, П.А., 2007
- Introduction to strategic public relations : digital, global, and socially responsible communication, Page, J. T., 2019
- Risk management. Problems & solutions = Управление рисками. Проблемы и решения, Beaver, W., 1995
- Shaping the future of the fourth industrial revolution : a guide to building a better world, Schwab, K., 2018
- Sociology, Giddens, A., 2021
- Weibl, J., & Hess, T. (2019). Finding the Next Unicorn: When Big Data Meets Venture Capital. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3ECD08EF
- Wolff, A. W., & Wessner, C. W. (2012). Rising to the Challenge : U.S. Innovation Policy for the Global Economy. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=476043
- Zabihollah Rezaee, Judy Tsui, Peter Cheng, and Gaoguang Zhou. 2019. Business Sustainability in Asia : Compliance, Performance, and Integrated Reporting and Assurance
- Институт лоббизма в XXI веке : сравнительный анализ, Каневский, П. С., 2020
- Комплаенс - программа организации : практическое руководство, Черепанова, В. А., 2019
- Кузнецов, П. А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии / П. А. Кузнецов. — Москва : Дашков и К, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-394-04020-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277166 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Лоббизм как глобальный феномен : сравнительный анализ новейших лоббистских практик в США, Великоб... : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04, Сергунин, А. А., 2011
- Метод стартапа : предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании, Рис, Э., 2018
- Предпринимательство и стартапы : пер. с англ., , 2023
- Развитие теории и методологии комплаенс-контроля общественно значимых организаций в аудиторской д... : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 5.2.3., Якимова, В. А., 2023
- Социология. Общий курс, Тощенко, Ж.Т., 2001
- Техника и наука как "идеология", Хабермас, Ю., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alexander Leipold. (2018).  Lobbying in Europe: Public Affairs and the Lobbying Industry in 28 EU Countries, edited by A. Bitonti and P. Harris (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017, ISBN 9781137552556); xxix+368pp., US$129.00 hb. Journal of Common Market Studies, 1, 204. https://doi.org/10.1111/jcms.12699
- Breznitz, D., Forman, C., & Wen, W. (2018). The Role of Venture Capital in the Formation of a New Technological Ecosystem: Evidence from the Cloud. MIS Quarterly, 42(4), 1143–1169. https://doi.org/10.25300/MISQ/2018/13577
- Haney, B. S. (2019). Calculating Corporate Compliance & The Foreign Corrupt Practices Act. https://doi.org/10.5195/tlp.2019.225
- Loon, J. van, Beck, U., & Adam, B. (2000). The Risk Society and Beyond : Critical Issues for Social Theory. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268593
- Sharafutdinova, G., & Turovsky, R. (2016). The Politics of Federal Transfers in Putin’s Russia:Regional Competition, Lobbying and Federal Priorities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3A0C7FD4
- Unceta, A., & Barandiarán, X. (2019). Social Innovation as an instrument for Public Innovation. Universia Business Review, (61), 100–111. https://doi.org/10.3232/UBR.2019.V16.N1.04
- Westley, F., McGowan, K., & Tjörnbo, O. (2017). The Evolution of Social Innovation : Building Resilience Through Transitions. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1663215
- Группы интересов и лоббизм в политике : Учеб. пособие, Павроз, А.В., 2006
- Закон: Закон : юридический бизнес в России. Цивилизованный лоббизм. N.4, , 2009
- Из истории лоббизма в России : представительские организации российского капитала во второй половине XIX - начале ХХ веков, Шапкин, И. Н., 1999
- Ледяева, Н. Я. Внутрифирменное предпринимательство. Венчурное финансирование : учебное пособие / Н. Я. Ледяева. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2020. — 94 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165889 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Медиа комплаенс система : развитие принципов корпоративной культуры для масс-медиа, Пантелеев, Б. Н., 2014
- От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017
- Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
- Социология. Общий курс, Тощенко, Ж.Т., 1999
- Три особенных лика власти : социол. заметки, Тощенко, Ж. Т., 2002
- Устроение общества : очерк теории структурации, Гидденс Э., 2003
- Чаган, Н. Г., Public Relations: управление преднамеренными коммуникациями : учебное пособие / Н. Г. Чаган. — Москва : Русайнс, 2023. — 289 с. — ISBN 978-5-4365-9912-0. — URL: https://book.ru/book/945231 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.