• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Самопрезентация и убеждающая коммуникация

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен раскрытию проблематики самопрезентации личности и убеждающей коммуникации. В нем представлены современная и классическая теория психологии общения и взаимодействия, убеждающей коммуникации; феноменология самопрезентации человека как в ситуации межличностного взаимодействия, так и в публичных выступлениях. Курс содержит примеры известных в мировой практике техник и стратегий самопрезентации, приемы воздействия оратора на восприятие большой аудитории, а также анализ убеждающих речей известных ораторов. Практические задания и упражнения построены таким образом, чтобы учащийся смог самостоятельно развить или актуализировать уже имеющиеся у него специальные знания и навыки в области психологии убеждения и самопрезентации личности, что проявляется, например, в умении управлять впечатлением о себе окружающих, психологически воздействовать на оппонента (слушателя, собеседника) в ситуации межличностного общения или публичного выступления. В целом речь идет о развитии таких важных профессиональных компетенций, как гибкость и адаптивность поведения, эффективность коммуникаций, стрессоустойчивость и лидерство. Курс адресован специалистам в области психологии, менеджмента, социологии, политики и управления, работающим в сфере услуг и связи с общественностью, а также всем желающим развить в себе коммуникативные навыки и компетенции. Курс включает в себя лекции, семинарские занятия, которые предполагают обсуждение основных тем, выступление с презентацией, работу в мини-группах и тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - совершенствование компетенций в сфере коммуникации и управления поведением (гибкость и адаптивность поведения, эффективность коммуникаций, стрессоустойчивость и лидерство.),
  • - освоение/актуализация специальных знаний и практик в области психологии самопрезентации личности, психологии воздействия и убеждающей коммуникации,
  • - овладение основными техниками и стратегиями самопрезентации, способами защиты от манипулятивного воздействия,
  • - формирование навыков психологического воздействия на личность и группу,
  • - проведение конструктивных переговоров в деловом и личном общении, успешное публичное выступление.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с основаниями классификации самопрезентации личности, проходит ряд диагностических методик и упражнений
  • Знакомится с основными теоретическими подходами и исследованиями самопрезентации личности
  • Знакомится с особенностями публичного выступления и арсеналом средств общения оратора, проходит актерский тренинг
  • Знакомится с практикой деловых переговоров: изучает психологический аспект переговоров; участвует в деловой игре «Кремлевские переговоры».
  • Знакомится с ролью коммуникативной компетенции в деловом общении. Анализирует техники аргументации и контраргументации, изучает работу с аудиторией; отрабатывает алгоритм противостояния воздействию, проходит тренинг по конструктивной критике и цивилизованной конфронтации.
  • Изучает гендерные отличия приемов и тактик самопрезентации в социальном поведении (профессиональные отличия), знакомится с защитными и ассертивными тактиками самопрезентации, сравнивает и проходит диагностику своих приемов самопрезентации
  • Изучает и сравнивает существующие современные практики (модели) самопрезентации, исследует и разрабатывает алгоритм по ним
  • Изучает концепции тренинга противостоянию влияния; отрабатывает полный алгоритм противостояния воздействию.
  • Изучает проблематику психологического влияния; сравнивает специфику целей разных видов влияния. Знакомится с алгоритмом цивилизованного противостояния влиянию; проходит тренинг психологического самбо.
  • Изучает теорию и практику имиджелогии, знакомится с пошаговым алгоритмом построения позитивного имиджа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные теоретические подходы и исследования самопрезентации
  • Тема 2. Классификации самопрезентации: стратегии и тактики
  • Тема 3. Модели самопрезентации в социальной психологии. Личностные факторы самопрезентации.
  • Тема 4. Самопрезентация в различных сферах деятельности: гендерные и профессиональные особенности самопрезентации
  • Тема 5. Имидж и самопрезентация личности. Имидж делового человека
  • Тема 6. Самопрезентация в публичных выступлениях. Искусство и имидж оратора
  • Тема 7. Убеждающая коммуникация: этапы и механизмы психологического воздействия
  • Тема 8. Деловое общение: коммуникативная компетентность, виды и формы психологического воздействия
  • Тема 9. Способы защиты от манипулятивных приемов воздействия
  • Тема 10. Коммуникативные техники ведения переговоров. Противостояние уловкам
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Осуществляется в ходе семинарских и практических занятий, предполагает обсуждение прочитанной литературы, ответы на вопросы преподавателя и выполнение творческих заданий. Преподаватель оценивает активность студента, соответствие его комментариев прочитанной литературе, качество выполнения заданий.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Студент проект выполняет самостоятельно, тему проекта утверждает преподаватель (тема выбирается по содержанию курса). Во время выступления необходимо раскрыть тему доклада, грамотно использовать профессиональную терминологию, применять навыки ораторского искусства: работа с аудиторией, ответы на поступающие вопросы. Устное выступление должно сопровождаться презентацией
  • неблокирующий Контрольная работа
    В форме письменного теста в lms
  • неблокирующий Экзамен
    В форме письменного теста в lms
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.300 аудиторная работа (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.300 проект в форме презентации 0.200 контрольная работа в форме письменного теста в lms Формула: Оитог= 0,3* Оаудиторная + 0,3* Опроект + 0,2*Оконтр.работа+ 0,2* Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445661 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология влияния. 5-е изд. - 978-5-496-01033-7 - Чалдини Р. - 2014 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/21895 - 21895 - iBOOKS
  • Психология общения : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014
  • Психология самопрезентации личности: Монография / Пикулева О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006926-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/559224
  • Семенова, Л. М.  Имиджмейкинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 141 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-11004-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444427 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации Учебное пособие / Непряхин Н.Ю., Гандапас Р.И., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 254 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-5160-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925930

Авторы

  • Корягина Наталья Александровна