2025/2026





Управление предприятием ритейла
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тверской Максим Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина посвящена управлению предприятием ритейла. Практикоориентированный подход курса позволяет студентам получить глубокое понимание устройства торгового бизнеса, взаимодействия его составных частей и процессов менеджмента. Освоение дисциплины даст возможность получить навыки создания и оптимизации формата торгового оператора. Курс предполагает проверку теоретических знаний через такие элементы контроля, как тесты и решение задач, а также практических навыков через выполнение творческого задания по анализу бизнес-модели действующего торгового оператора.
Цель освоения дисциплины
- Овладевание гибкими навыками, позволяющими находить системные решения управленческих проблем в рамках менеджмента торгового оператора, как моноканального, так и мульти- и омниканального.
- Формирование культуры экспериментирования, создания инновационных решений и командной работы.
- Глубокое понимание принципов работы и устройства розничного бизнеса, его составных частей и их взаимодействия. Формирование необходимых профессиональных компетенций, позволяющих анализировать и оптимизировать процессы построения и управления розничным бизнесом.
Планируемые результаты обучения
- По итогам изучения раздела студент будет способен: Определять и объяснять ключевые понятия розничной и оптовой торговли, миссию и цели предприятия ритейла. Классифицировать и анализировать виды деятельности и торговые каналы, проводить их сравнительную характеристику. Оценивать и обосновывать выбор торгового канала с учётом бизнес-задач, тенденций e-commerce и омниканальности. Применять базовые понятия и подходы ритейла при описании бизнес-моделей
- По итогам изучения раздела студент будет способен: Объяснять принципы «трёх китов» торговли: ассортимент, интерфейс, логистика. Характеризовать и анализировать основные этапы истории торговли, а также эволюцию форматов и каналов. Оценивать влияние цифровых технологий на развитие торговли и трансформацию каналов
- По итогам изучения раздела студент будет способен: Анализировать и сравнивать торговые каналы, их роль в среде функционирования торгового оператора. Классифицировать и интерпретировать форматы торговли и соответствующие им бизнес-модели. Объяснять формат как продукт торгового оператора и оценивать процессы его создания и совершенствования. Применять формулу прибыли для анализа бизнес-модели формата. Оценивать и совершенствовать подходы к управлению форматами и каналами продаж
Содержание учебной дисциплины
- Философия торговли. Базовые понятия и определения.
- Ритейл как система
- Как устроен этот бизнес. Формат, бизнес-модель
Элементы контроля
- Контрольная работа №1Проводится на семинаре №1. Синхронный письменный элемент контроля. Описание: тест на знание теоретических основ ритейла.
- Контрольная работа №2Проводится на семинаре №2. Синхронный письменный элемент контроля. Описание: решение задач по расчету ТБУ торгового оператора.
- ЭкзаменЭкзаменационный проект направлен на оценку глубины понимания студентами принципов функционирования розничного торгового предприятия. Задание носит практико-ориентированный и творческий характер и предполагает разработку и защиту сокращённого бизнес-плана розничного оператора. В рамках проекта студент анализирует деятельность предложенного розничного магазина, формулирует ключевые выводы и рекомендации, а затем представляет результаты в формате презентации, сопровождаемой видеозаписью с устным комментарием (продолжительность до 20 минут).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.3 * Контрольная работа №1 + 0.3 * Контрольная работа №2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Retailing для русскоговорящих : управление предприятием розничной торговли, Тверской, М., 2022
- Большая книга директора магазина. Технологии 4.0. - 978-5-4461-1517-4 - Сысоева С., Крок Г. - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/365318 - 365318 - iBOOKS
- Бузукова, Е. А. Категорийный менеджмент. Теоретические основы : учебник для вузов / Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14458-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568003 (дата обращения: 04.07.2025).
- Кент, Тони. Розничная торговля : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция» («Торговое дело») / Т. Кент, О. Омар ; пер. с англ. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 719 с. - (Зарубежный учебник).- ISBN 978-5-238-01000-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1027289
- Розничная торговля : учебник : [пер. с англ.], Кент Т., Омар О., 2007
- Розничная торговля : учебник для вузов: пер. с англ., Кент, Т., 2007
- Розничная торговля в России, Баженов, Ю. К., 2011
- Шредер, К. Л. Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле / Шредер К.Л., - 2-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 432 с.: ISBN 978-5-9614-1028-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/923990
Рекомендуемая дополнительная литература
- 19562 - Я так и знал! Розничная торговля и Теория ограничений - А.Эшколи; В. Левашев; Д.Лир; Э.Голдратт - Альпина ПРО - 9785961429060 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/19562 - Alpina
- 415 - Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле - К.Шредер - Альпина ПРО - 9785961423853 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/415 - Alpina