• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Основы дизайна количественных и качественных исследований в психологии

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Введение к экспериментальную психологию, основы дизайна количественных и качественных исследований в психологии и психотерапии. Первый блок посвящен основам экспериментальной психологии: формированию представлений о развитии методологии исследований в психологии, о предмете психологических исследований, особенностей поставки проблемы, формулировки гипотез, подходу к формированию выборки. Второй блок позволяет рассмотреть основные аспекты количественных исследований в психологии, типы исследований, экспериментальные планы, дизайны квазиэкспериментальных исследований, основы количественного анализа: его цели, методы, техники. В курс входят практические занятия для отработки навыков анализа данных. Третий блок учебного курса посвящен обзору основных качественных методов, используемых в современных психологических исследованиях и индивидуальной психодиагностике. В рамках курса происходит знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии, а также освоение практических навыков обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Знакомство с методологическими принципами исследований в психологии, основными типами исследований 2. Получение навыка постановки проблемы исследования, формулирования исследовательского вопроса и гипотез 3. Формирование навыка выстраивания дизайна количественного исследования 4. Знакомство с основными видами статистического анализа в количественных исследованиях 5. Получение практических навыков основных методов статистического анализа в специализированных программах (JAMOVI) 6. Знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии. 7. Освоение практических навыков сбора и обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа. 8. Получение представления об этических аспектах организации качественного исследования на всех его этапах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований.
  • Знать: различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных; основные принципы интерпретации данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
  • Понимать критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знать особенности подхода классической и неклассической парадигмы к предмету познания, процессу познания, результатам познания, предмету.
  • Знать: критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований
  • Знать: понятие измерения, ошибки измерения, понятие шкалы. Виды и свойства шкал, типы переменных. Виды смешений
  • Знать: понятия выборки и генеральной совокупности, стратегии формирования выборок, требования к респондентам, критерии включения и исключения
  • Знать основные положения классической тестовой теории, уметь планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знать и уметь применять описательные статистики и основные статистические критерии. Владеть внесением данных в пакеты ПО для статистической обработки данных
  • Уметь корректно подбирать необходимый коэффициент корреляции в зависимости от типа и распределения данных, уметь проводить корреляционный анализ в программе JAMOVI. Знать критерии значимости и понимать смысл размера эффекта в корреляционном анализе
  • Владеет параметрическими и непараметрическими методами сравнения групп, умеет проводить дисперсионный анализ (и его непераметрические аналоги) в JAMOVI, умеет интерпретировать полученные данные.
  • Умеет интерпретировать полученный в ходе анализа уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и достаточный объем выборки
  • Имеет базовое представление о различных методах сбора и анализа качественных данных, их достоинствах, ограничениях и различиях.
  • Осознает этические, методологические, методические, содержательные ограничения и возможности качественных исследований в психологии
  • Имеет компетенции для выбора подходящих методов сбора и анализа качественных данных, исходя из целей и особенностей проводимого исследования.
  • Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами.
  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования в психологии и уточнения параметров качественной обработки данных.
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам качественного исследования в спихологии, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология психологии: Психология как наука о человеке
  • Методология психологии: Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
  • Постановка проблемы исследования
  • Проблемы измерения в психологии: особенности психологических измерений
  • Выборка в психологическом исследовании
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Анализ количественных данных: Описательные статистики и предобработтка данных
  • Анализ количественных данных: Корреляционный анализ
  • Анализ количественных данных: Сравнение выборок. Дисперсионный анализ
  • Анализ количественных данных: Процедура статистического вывода
  • Общее представление о качественных методах исследования в психологи
  • Этические аспекты использования качественных методов в психологических исследованиях и деятельности психолога-практика
  • Организация качественного исследования. Типология качественных методов, предназначенных для сбора данных
  • Обработка данных качественного исследования. Типология качественных методов, используемых для анализа данных
  • Представление качественных исследований в психологии и смежных науках
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ статьи
  • неблокирующий Активность на занятиях по экспериментальной психологии и основам количественных методов
  • неблокирующий Групповой проект по анализу данных (в количественных исследованиях)
  • неблокирующий Активность на занятиях по качественным методам
  • неблокирующий Групповой проект по анализу данных (в качественных исследованиях)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Активность на занятиях по качественным методам + 0.1 * Активность на занятиях по экспериментальной психологии и основам количественных методов + 0.1 * Анализ статьи + 0.3 * Групповой проект по анализу данных (в качественных исследованиях) + 0.3 * Групповой проект по анализу данных (в количественных исследованиях)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бусыгина Н.П. - Методология качественных исследований в психологии - 978-5-16-019158-4 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/1880583 - 1880583 - ZNANIUM
  • Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов, Бусыгина, Н. П., 2025
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 490 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14531-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559817 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие для вузов, Бусыгина, Н. П., 2018
  • Статистика и котики, Савельев, В. В., 2018
  • Экспериментальная психология : теория и методы: учебник для вузов, Корнилова, Т. В., 2003
  • Экспериментальная психология : теория и методы: учебник для вузов, Корнилова, Т. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных - 978-5-459-00344-4 - Наследов А. - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/22620 - 22620 - iBOOKS
  • Бусыгина, Н. П.  Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / Н. П. Бусыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03063-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560225 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Исследование в психологии : методы и планирование, Гудвин, Дж., 2004

Авторы

  • Зеленская Мария Сергеевна
  • Фам Анна Хунговна