• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Теории личности и черты личности: продвинутый курс

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен фундаментальным теориям и эмпирическим исследованиям в области психологии личности и индивидуальных различий. Студенты изучат основные эпистемологические основания и подходы к пониманию личности, включая психодинамический, гуманистический, экзистенциальный подход и исследовательскую оптику социального конструкционизма. Особое внимание уделяется теориям черт и современной психологии индивидуальных различий. Углубленные темы опираются на эмпирические данные и акцентируют внимание на критическом анализе методов исследования, дизайна исследования, прикладном значении изучаемых академических подходов и получаемых в этой связи данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного представления о чертах личности как центральном конструкте современной психологии индивидуальных различий и освоение основных теоретических моделей и методологических подходов к исследованию черт личности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития психологии личности. Отличает теорию личности от другой психологической теории и психотехнического мифа.
  • Понимает основные положения психоанализа (классический психоанализ и неофрейдизм)
  • Знаком с основными положениями гуманистической психологии (потенциализмом, экзистенциализмом)
  • Знает основные концепции и определения черт личности, содержание пятифакторной модели и ее основных альтернатив
  • Знает основные методы измерения и диагностики черт личности
  • Умеет применять теоретические знания о чертах личности в практической области (практическая психология, образование, организационная психология)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теории личности
  • Эпистемология в психологии личности классического периода
  • Социальный конструкционизм в психологии личности
  • Черты личности: история возникновения и теоретические основания
  • Методы исследования и диагностика черт личности
  • Прикладные аспекты теории черт
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мидтёрм
    Тест промежуточного контроля, состоящий из закрытых вопросов с одним верным вариантом ответов по темам, пройденным до даты прохождения теста. Проводится в SmartLMS в удобное студенту время в период 10 дней до сессии первого модуля. Отметка по тесту выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен
    При неудовлетворительной отметке за экзамен возможна его пересдача. При этом неявка на экзамен без уважительной причины не является основанием для назначения пересдачи: при неявке на экзамен в ведомость выставляется отметка промежуточной аттестации по формуле курса, при этом за экзамен выставляется 0 (ноль). Если студент сообщает в учебный офис и преподавателю о причине его отсутствия по уважительной причине и предоставляет подтверждающие документы, и при этом желает сдать экзамен (а не зачесть накопленную отметку по курсу с отметкой 0 (ноль) за экзамен), то данный элемент контроля сдается в период пересдач (в ведомость выставляется "Неявка" по курсу).
  • неблокирующий Вовлеченность
    Доля посещенных офлайн занятий по курсу, переведенных в десятибалльную оценку.
  • неблокирующий Квиз
    Квиз по результатам прослушивания видеолекций, размещенных в SmartLMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.5 * Вовлеченность + 0.5 * Мидтёрм
  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Вовлеченность + 0.2 * Вовлеченность + 0.2 * Квиз + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cervone, D. (2016). Personality : Theory and Research (Vol. Thirteenth edition). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639397
  • Costa, P. T., & Widiger, T. A. (2013). Personality Disorders and the Five-factor Model of Personality: Vol. Third edition. American Psychological Association.
  • McCrae, R. R., & Costa, P. T., Jr. (1997). Personality Trait Structure as a Human Universal. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DC271D70
  • Weiner, I. B., & Greene, R. L. (2017). Handbook of Personality Assessment (Vol. Second edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446095
  • Теории личности. 3-е изд. - 978-5-496-01171-6 - Хьелл Л., Зиглер Д. - 2014 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/345094 - 345094 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бусыгина, Н. П. Методология качественных исследований в психологии : учебное пособие / Н.П. Бусыгина. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 304 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-019158-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1880583

Авторы

  • Костенко Василий Юрьевич