2025/2026





Теории личности и черты личности: продвинутый курс
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен фундаментальным теориям и эмпирическим исследованиям в области психологии личности и индивидуальных различий. Студенты изучат основные эпистемологические основания и подходы к пониманию личности, включая психодинамический, гуманистический, экзистенциальный подход и исследовательскую оптику социального конструкционизма. Особое внимание уделяется теориям черт и современной психологии индивидуальных различий. Углубленные темы опираются на эмпирические данные и акцентируют внимание на критическом анализе методов исследования, дизайна исследования, прикладном значении изучаемых академических подходов и получаемых в этой связи данных.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов целостного представления о чертах личности как центральном конструкте современной психологии индивидуальных различий и освоение основных теоретических моделей и методологических подходов к исследованию черт личности
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы развития психологии личности. Отличает теорию личности от другой психологической теории и психотехнического мифа.
- Понимает основные положения психоанализа (классический психоанализ и неофрейдизм)
- Знаком с основными положениями гуманистической психологии (потенциализмом, экзистенциализмом)
- Знает основные концепции и определения черт личности, содержание пятифакторной модели и ее основных альтернатив
- Знает основные методы измерения и диагностики черт личности
- Умеет применять теоретические знания о чертах личности в практической области (практическая психология, образование, организационная психология)
Содержание учебной дисциплины
- Введение в теории личности
- Эпистемология в психологии личности классического периода
- Социальный конструкционизм в психологии личности
- Черты личности: история возникновения и теоретические основания
- Методы исследования и диагностика черт личности
- Прикладные аспекты теории черт
Элементы контроля
- МидтёрмТест промежуточного контроля, состоящий из закрытых вопросов с одним верным вариантом ответов по темам, пройденным до даты прохождения теста. Проводится в SmartLMS в удобное студенту время в период 10 дней до сессии первого модуля. Отметка по тесту выставляется по 10-балльной шкале.
- ЭкзаменПри неудовлетворительной отметке за экзамен возможна его пересдача. При этом неявка на экзамен без уважительной причины не является основанием для назначения пересдачи: при неявке на экзамен в ведомость выставляется отметка промежуточной аттестации по формуле курса, при этом за экзамен выставляется 0 (ноль). Если студент сообщает в учебный офис и преподавателю о причине его отсутствия по уважительной причине и предоставляет подтверждающие документы, и при этом желает сдать экзамен (а не зачесть накопленную отметку по курсу с отметкой 0 (ноль) за экзамен), то данный элемент контроля сдается в период пересдач (в ведомость выставляется "Неявка" по курсу).
- ВовлеченностьДоля посещенных офлайн занятий по курсу, переведенных в десятибалльную оценку.
- КвизКвиз по результатам прослушивания видеолекций, размещенных в SmartLMS.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.5 * Вовлеченность + 0.5 * Мидтёрм
- 2025/2026 3rd module0.2 * Вовлеченность + 0.2 * Вовлеченность + 0.2 * Квиз + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cervone, D. (2016). Personality : Theory and Research (Vol. Thirteenth edition). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639397
- Costa, P. T., & Widiger, T. A. (2013). Personality Disorders and the Five-factor Model of Personality: Vol. Third edition. American Psychological Association.
- McCrae, R. R., & Costa, P. T., Jr. (1997). Personality Trait Structure as a Human Universal. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DC271D70
- Weiner, I. B., & Greene, R. L. (2017). Handbook of Personality Assessment (Vol. Second edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446095
- Теории личности. 3-е изд. - 978-5-496-01171-6 - Хьелл Л., Зиглер Д. - 2014 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/345094 - 345094 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бусыгина, Н. П. Методология качественных исследований в психологии : учебное пособие / Н.П. Бусыгина. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 304 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-019158-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1880583