• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

История Ислама

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана дать слушателям, не имеющим специального востоковедного образования, начальные знания о предметном содержании ислама как религии, о его специфических вероучительных и культовых чертах, особенностях его исторического развития и современном состоянии. А также ввести слушателей в круг проблематики исламоведения — науки изучающей ислам, познакомить с ее исследовательскими подходами и методами. Теоретическая задача курса — познакомить студентов с мусульманской богословской проблематикой, представить ислам прежде всего в парадигме дихотомии его родственности и чужеродности иудаизму и христианству. Практическая задача курса состоит в том, чтобы научить студентов грамотно пользоваться справочной литературой по исламу, доступными в переводах на русский и европейские языки источниками, уметь компетентно ориентироваться в исламоведческой литературе. Аксиологическая задача курса заключается в ориентации студентов на понимание верующего иначе и желание найти с ним общий язык. В основу изложения лекционного материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений. Специфика данного курса определяется также его компаративистским характером: анализ своеобразия предметного содержания ислама подкрепляется постоянным соотнесением с реалиями и концептами иудаизма и христианства. Вторая часть курса – христиано-мусульманский диалог – охватывает проблематику отношений адептов двух религий на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и России. Также даются начальные представления о новой, возникшей лишь во 2–й половине XX столетия, дисциплине «богословии диалога», о ее становлении, ее основных направлениях, задачах и целях. Особое внимание уделяется представлениям мусульман и христиан друг о друге: как люди судят друг о друге и видят друг друга, когда они принадлежат разным религиям; каким образом традиционные, устоявшиеся модели и парадигмы представлений о другом уступают место новым, предполагающим прямое взаимодействие и общение.