• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

История юридического образования в России

Статус: Маго-лего
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История юридического образования в России» предназначена для изучения развития юридического образования в стране с момента его зарождения до современности. В ходе курса студенты познакомятся с основными этапами формирования юридических учебных заведений, изменениями в образовательных программах и подходах к обучению юристов на разных исторических этапах. Особое внимание уделяется анализу влияния политических, социальных и экономических факторов на развитие юридического образования, а также рассмотрению вклада выдающихся учёных и педагогов в формирование отечественной юридической науки и образовательной практики. Магистранты изучат ключевые реформы в сфере юридического образования, развитие научных школ и направлений, а также особенности подготовки юридических кадров в различные исторические периоды. Изучение данной дисциплины позволит магистрантам получить комплексное представление об истории юридического образования в России, понять закономерности его развития и подготовиться к осмыслению современных тенденций и вызовов в области юридической педагогики и образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «История юридической профессии в России» является формирование у магистрантов представления о становлении юридического знания в России в контексте смены подходов к содержанию юридического образования, а также концепций правопонимания. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • корпус исследований по истории юридической профессии в России; • методологию историко- и теоретико-юридических исследований права и государства; • содержание учебного процесса и подходы к обучению на юридических факультетах российских университетов и других высших учебных заведений, принципы правительственной политики по отношению к обучению юриста, доктринальные представления о праве и государстве, имеющие хождение в те или иные исторические периоды. уметь: • анализировать историко-правовые, теоретико-правовые и философско-правовые научные тексты, посвященные обобщению опыта юридического образования и юридического знания; • использовать современные методы работы с источниками и историографией по теме научного исследования; владеть: • навыками усвоения информации по курсам теоретико-правового цикла; • навыками анализа источников и прочтения научных текстов по курсам теоретико-правового цикла; • приемами творческого осмысления и переосмысления существующей историографической традиции в рамках изучения проблематики вопросов НИСа; • современными методами научного знания, как общенаучными, так и специальными; • навыками реферирования научной литературы, подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • обладать глубокими знаниями в отношении основных подходов к изучению истории юридической профессии в России;
  • давать определение основных понятий в сфере изучения истории юридической профессии; уверенно определяет последовательность и содержание основных этапов становления и развития юридической профессии;
  • корректно использовать базовую юридическую терминологию в рамках изучения истории юридической профессии;
  • использовать общие и специальные методы познания при сборе и анализе информации по поводу истории юридической профессии.
  • обладать глубокими знаниями в отношении основных подходов к изучению истории юридической профессии в России в XVIII – первой половине XIX;
  • уверенно определять последовательность и содержание ключевых этапов становления юридической профессии в XVIII – первой половине XIX вв.;
  • знать специфику складывания правовой традиции в России
  • уметь формулировать общее и особенное из истории становления юридического образования в России в последней трети XVIII в.
  • уметь формулировать знание о содержании и специфике реформ в области юридического образования в России в XIX в.
  • сформулировать знание о содержании и перспективах развития юридического образования в России в конце XIX - начале XX вв.
  • уметь анализировать содержание и специфику формирования в России научной юриспруденции, как теоретической, так и отраслевой
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Рождение юридической профессии в имперской России
  • Тема № 2. Российская правовая система и правовая традиция: проблемный контекст
  • Тема № 3-4. Становление профессионального юридического образования в России в XVIII – первой половине XIX вв.
  • Тема № 5-6. Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху великих реформ (1860-70-е гг.)
  • Тема № 7. Юридическое образование в России в конце XIX – начале XX вв.
  • Тема № 8-9. Развитие научной юриспруденции в России второй половины XIX – начала XX вв. – Сравнительное правоведение. – Государственное право - Уголовное право - Гражданское право -Философия права
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    В рамках выполнения домашнего задания магистр знакомится с юридической печатью (несколькими юридическими изданиями конца XIX – начала XX вв.) и характеризует содержание того или иного понятия с учетом смысла, которое вкладывали в него современники. Примерный перечень изданий для знакомства: газета «Право», журналы «Вестник права» и «Юридический вестник» и др. Примерный перечень понятий: закон, законность, правовое государство, верховенство права, права и свободы человека, собственность, справедливость, формальное равенство, гражданское общество, административное усмотрение, репрессия, чрезвычайно-указное право, чрезвычайное законодательство, смертная казнь, гражданство, подданство и др. Рекомендуемый объем работы – от 6 до 8 страниц текста шрифтом Times New Roman 14 кеглем (с учетом библиографического списка источников, литературы, справочных ресурсов и др.). Магистранту следует готовить работу с учетом следующих позиций: выходные данные статьи и сведения об авторе статьи, анализ источниковой базы статьи и методологии, которой придерживается автор статьи, краткий анализ краткий анализ ключевых идей статьи и основных выводов автора. Рекомендуется завершить задание мнением магистранта по поводу актуальности и значимости подхода автора (авторов) статьи (статей) к изучаемому институту. Рекомендуемая теоретическая литература. 1.1.1. «Понятия о России»: к исторической семантике имперского периода. Т. 1-2. М.: Новое литературное обозрение, 2012 (в книге анализируются понятия «правда и закон», «конституция и фундаментальные законы», «преступление и наказание», «гражданство и подданство», «цивилизация и средний класс», «либерализм», «свобода совести и веротерпимость» и др.)
  • неблокирующий активность на семинарах
    Данный вид контроля предполагает оценивание работы студента на семинарских занятиях согласно плану семинаров
  • неблокирующий экзамен
    Преподаватель дает студентам заблаговременно, до сессии, перечень вопросов для устного опроса. Студенты готовятся. Экзамен проходит по билетам, состоящим из двух вопросов из перечня вопросов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * активность на семинарах + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анастасия Сергеевна Туманова, & Александр Александрович Сафонов. (2016). Правительственная Бюрократия Позднеимперской России И Ее Подходы К Осуществлению Гражданских Свобод. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBA179B4
  • Государственно - правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России : учеб. пособие для вузов, Корнев, А. В., 2012
  • Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе, Медушевский, А. Н., 1998
  • Корнев А.В. - Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа. Монография - 978-5-392-11507-5 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/13639 - 13639 - PROSPECT
  • Корнев А.В., Борисов А.В. - Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-02601-2 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/22545 - 22545 - PROSPECT
  • Медушевский А. Н. (2015). Проекты аграрных реформ в России : XVIII – начало XXI века. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467162
  • Медушевский А. Н. (2015). Сравнительное конституционное право и политические институты : курс лекций. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467116
  • Правовая культура и правовая традиция: Сборник статей памяти Нины Александровны Крашенинниковой - М.:Юр. НОРМА, 2023. - 148 с. ISBN 978-5-00156-301-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2001620
  • Правовая мысль в дореволюционной России : учеб. пособие для вузов, Корнев, А. В., 2005
  • Томсинов, В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху «великих реформ» (60-е – начало 80-х гг. XIX в.) : учебное пособие / В. А. Томсинов. — Москва : Зерцало-М, 2013. — 300 с. — ISBN 978-5-94373-235-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129915 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Туманова А.С. - Общественные организации в России: правовое положение. 1860–1930-е гг. Монография - 978-5-392-29935-5 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/42739 - 42739 - PROSPECT
  • Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века : учеб. пособие для вузов, Томсинов, В. А., 2010
  • Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века : учеб. пособие для вузов, Томсинов, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диалог со временем: Российские конституционалисты конца XIX - начала XX вв., Медушевский, А. Н., 2010
  • История государства и права России в вопросах и ответах : Учеб. пособие, Исаев И.А., 2001
  • Политические сочинения: право и власть в условиях социальных трансформаций, Медушевский, А. Н., 2015
  • Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX – начал..., Туманова, А.С., 2011
  • Российская правовая традиция - опора или преграда? : доклад и обсуждение, Медушевский, А. Н., 2014
  • Теория и методология когнитивной истории, Медушевская, О. М., 2008

Авторы

  • Сафонов Александр Александрович
  • Сабинин Дмитрий Денисович