2025/2026





Практики управления классом
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина представляет собой комплексное изучение практики управления классом, охватывающее ключевые аспекты психолого-педагогических техник, проектирования воспитательной деятельности, а также управления конфликтами и процессами взаимодействия в образовательной среде. В рамках курса студенты будут знакомиться с основами создания благоприятной атмосферы в классе, способствующей эффективному обучению и развитию личности учащихся. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим подходам, позволяющим учителям учитывать индивидуальные особенности обучающихся и адаптировать свои методы в зависимости от различных ситуаций.
Курс включает в себя анализ конфликтных ситуаций, возникающих в классе, и изучение стратегий их разрешения, направленных на укрепление взаимопонимания и сотрудничества между учениками. Студенты также освоят навыки проектирования воспитательной деятельности, что подразумевает создание образовательных программ и мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей. В ходе семинаров и практических занятий участники будут разрабатывать собственные проекты, опираясь на теоретические знания и лучшие практики в области управления классом.
Таким образом, данная дисциплина нацелена на формирование у будущих педагогов уверенности в своих силах и компетентности в области управления классом, что в конечном итоге способствует созданию гармоничной и продуктивной образовательной среды.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у будущих и начинающих педагогов комплекс профессиональных компетенций, необходимых для эффективного управления классным коллективом, создания благоприятной образовательной среды и достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в соответствии с нормативными требованиями.
Планируемые результаты обучения
- Реализует базовые принципы управления группой (установка правил, выстраивание доверительной атмосферы, групповая динамика), интерактивные форматы работы (игровые, фасилитационные, сторителлинг) в своей практической деятельности
- Внедряет в рамках одного урока разные формы работы, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учеников, интерактивные форматы под задачи урока с учетом своих сильных сторон как педагога, целей урока и целей работы с классом в этот период, способы реагирования в конфликтных ситуациях
- Разрабатывает собственные игры для решения учебных задач, план конкретного урока с демонстрацией воспитательного компонента, общешкольное ключевое мероприятие, воспитательное мероприятие для класса, интерактивные классные часы и родительские собрания по необходимой теме
- Распознает основы нейропедагогики и специальные техники индивидуальной работы с детьми, имеющими временные трудности в обучении, ограниченные возможности здоровья
- Называет симптоматику и психолого-педагогические методы диагностики и профилактики: буллинга, зависимого, суицидального, экстремистского поведения.
- Выявляет воспитательный потенциал школьного урока, курса внеурочной деятельности, динамику развития класса, возрастные особенности учеников, причины поведения определенного типа поведения ученика
- Проектирует психолого-педагогические условия для развития самостоятельности и поддержки инициативы учащихся
- Проектирует траекторию своего профессионального развития с учетом профилактики эмоционального выгорания
- Перечисляет основные нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие воспитательную деятельность общеобразовательной организации, а также функции классного руководителя в Российской Федерации
- Объясняет ключевые функции классного руководителя (работа с коллективом, обучающимися, родителями, педагогическим коллективом, администрацией) и их взаимосвязь
- Использует педагогические приемы для формирования и развития универсальных учебных действий, ключевых компетенций XXI века, техники создания и поддержки правил в классе, организации продуктивной обратной связи, техники эффективной коммуникации с субъектами образования и разрешения конфликтов, техники и приемы управления дисциплиной в классе, разработки воспитательных мероприятий на практике
- Прогнозирует результат воспитательных мероприятий в связи с целевыми ориентирами воспитания
- Формулирует правила и алгоритмы проведения интерактивных классных часов и родительских собраний, алгоритм построения разговора с учениками и родителями в стратегии сотрудничества, педагогические приемы формирования и поддержки комфортного для обучения и взаимодействия учащихся климата
Содержание учебной дисциплины
- Интерактивные форматы в работе с классом
- Практика построения учебного сотрудничества. Эффективные психолого-педагогические технологии
- Воспитательная деятельность
- Интерактивные форматы взаимодействия учителя с учениками и их родителями
Элементы контроля
- Задание №1, модуль 1
- Задание №2, модуль 1
- Эссе
- Контрольное задание №1
- Контрольное задание №2
- Контрольное задание №3
- Практическая работа №1
- Практическая работа №2
- Творческая работа
- Кейс-чемпионат
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * Задание №1, модуль 1 + 0.3 * Задание №2, модуль 1 + 0.5 * Эссе
- 2025/2026 2nd module0.4 * Контрольное задание №1 + 0.3 * Контрольное задание №2 + 0.3 * Контрольное задание №3
- 2025/2026 3rd module0.5 * Практическая работа №1 + 0.5 * Практическая работа №2
- 2025/2026 4th module0.7 * Кейс-чемпионат + 0.3 * Творческая работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Зельдович, Б. З. Активные методы обучения : учебник для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11754-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566443 (дата обращения: 04.07.2025).
- Классное руководство : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 342 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13060-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566522 (дата обращения: 04.07.2025).
- Щуркова, Н. Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 167 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10887-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566173 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19704-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556936 (дата обращения: 04.07.2025).