• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Практики управления классом

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина представляет собой комплексное изучение практики управления классом, охватывающее ключевые аспекты психолого-педагогических техник, проектирования воспитательной деятельности, а также управления конфликтами и процессами взаимодействия в образовательной среде. В рамках курса студенты будут знакомиться с основами создания благоприятной атмосферы в классе, способствующей эффективному обучению и развитию личности учащихся. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим подходам, позволяющим учителям учитывать индивидуальные особенности обучающихся и адаптировать свои методы в зависимости от различных ситуаций. Курс включает в себя анализ конфликтных ситуаций, возникающих в классе, и изучение стратегий их разрешения, направленных на укрепление взаимопонимания и сотрудничества между учениками. Студенты также освоят навыки проектирования воспитательной деятельности, что подразумевает создание образовательных программ и мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей. В ходе семинаров и практических занятий участники будут разрабатывать собственные проекты, опираясь на теоретические знания и лучшие практики в области управления классом. Таким образом, данная дисциплина нацелена на формирование у будущих педагогов уверенности в своих силах и компетентности в области управления классом, что в конечном итоге способствует созданию гармоничной и продуктивной образовательной среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у будущих и начинающих педагогов комплекс профессиональных компетенций, необходимых для эффективного управления классным коллективом, создания благоприятной образовательной среды и достижения высоких образовательных и воспитательных результатов в соответствии с нормативными требованиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Реализует базовые принципы управления группой (установка правил, выстраивание доверительной атмосферы, групповая динамика), интерактивные форматы работы (игровые, фасилитационные, сторителлинг) в своей практической деятельности
  • Внедряет в рамках одного урока разные формы работы, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учеников, интерактивные форматы под задачи урока с учетом своих сильных сторон как педагога, целей урока и целей работы с классом в этот период, способы реагирования в конфликтных ситуациях
  • Разрабатывает собственные игры для решения учебных задач, план конкретного урока с демонстрацией воспитательного компонента, общешкольное ключевое мероприятие, воспитательное мероприятие для класса, интерактивные классные часы и родительские собрания по необходимой теме
  • Распознает основы нейропедагогики и специальные техники индивидуальной работы с детьми, имеющими временные трудности в обучении, ограниченные возможности здоровья
  • Называет симптоматику и психолого-педагогические методы диагностики и профилактики: буллинга, зависимого, суицидального, экстремистского поведения.
  • Выявляет воспитательный потенциал школьного урока, курса внеурочной деятельности, динамику развития класса, возрастные особенности учеников, причины поведения определенного типа поведения ученика
  • Проектирует психолого-педагогические условия для развития самостоятельности и поддержки инициативы учащихся
  • Проектирует траекторию своего профессионального развития с учетом профилактики эмоционального выгорания
  • Перечисляет основные нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие воспитательную деятельность общеобразовательной организации, а также функции классного руководителя в Российской Федерации
  • Объясняет ключевые функции классного руководителя (работа с коллективом, обучающимися, родителями, педагогическим коллективом, администрацией) и их взаимосвязь
  • Использует педагогические приемы для формирования и развития универсальных учебных действий, ключевых компетенций XXI века, техники создания и поддержки правил в классе, организации продуктивной обратной связи, техники эффективной коммуникации с субъектами образования и разрешения конфликтов, техники и приемы управления дисциплиной в классе, разработки воспитательных мероприятий на практике
  • Прогнозирует результат воспитательных мероприятий в связи с целевыми ориентирами воспитания
  • Формулирует правила и алгоритмы проведения интерактивных классных часов и родительских собраний, алгоритм построения разговора с учениками и родителями в стратегии сотрудничества, педагогические приемы формирования и поддержки комфортного для обучения и взаимодействия учащихся климата
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интерактивные форматы в работе с классом
  • Практика построения учебного сотрудничества. Эффективные психолого-педагогические технологии
  • Воспитательная деятельность
  • Интерактивные форматы взаимодействия учителя с учениками и их родителями
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание №1, модуль 1
  • неблокирующий Задание №2, модуль 1
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольное задание №1
  • неблокирующий Контрольное задание №2
  • неблокирующий Контрольное задание №3
  • неблокирующий Практическая работа №1
  • неблокирующий Практическая работа №2
  • неблокирующий Творческая работа
  • неблокирующий Кейс-чемпионат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Задание №1, модуль 1 + 0.3 * Задание №2, модуль 1 + 0.5 * Эссе
  • 2025/2026 2nd module
    0.4 * Контрольное задание №1 + 0.3 * Контрольное задание №2 + 0.3 * Контрольное задание №3
  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Практическая работа №1 + 0.5 * Практическая работа №2
  • 2025/2026 4th module
    0.7 * Кейс-чемпионат + 0.3 * Творческая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зельдович, Б. З.  Активные методы обучения : учебник для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11754-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566443 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Классное руководство : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 342 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13060-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566522 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Щуркова, Н. Е.  Педагогика: игровые методики в классном руководстве : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 167 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10887-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566173 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фокин, Ю. Г.  Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19704-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556936 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Агаджанян Ангелина Геннадьевна
  • Федоренко Елена Юрьевна