2025/2026




Нейронауки в образовании
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Котов Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
10
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на знакомство с теориями и методами когнитивной науки. Когнитивные науки изучают механизмы памяти и научения, восприятия и мышления. В рамках курса на лекционных занятиях мы познакомимся с тем, как научение человека новым знаниям и навыками зависит от работы когнитивных функций, с какими трудностям и ошибками оно связано, как научение по-разному происходит в разных областях знания, с какими нейронными системами оно связано.
Цель освоения дисциплины
- На семинарах мы познакомимся с методами нейронаук, но главное - используем теоретические знания для обсуждения и решения реальных проблем в области дизайна образовательных программ. Студенты научатся понимать ограничения в обучении, связанные с разными когнитивными функциями.
Планируемые результаты обучения
- Распознает базовые когнитивные механизмы в обучении.
- Распознаёт возможности применения полученных навыков в реальных условиях.
- Объясняет, как модели, теории и эффекты в когнитивной науке применяются в практике.
- Решает практические задания про трудности в обучении, используя знания из пройденных дисциплин.
- Сравнивает эффективность методов исследования в нейро и когнитивных науках.
- Аргументирует выбор методо в моделей для решения задач, связанных с обучением. Прогнозирует результаты внедрения проектных решений в практику обучения.
- Разрабатывает проектные решения при дизайне образовательных программ когнитивных и нейро-данных.
Содержание учебной дисциплины
- Нейробиологические основы когнитивных функций
- Развитие понятий
- Развитие памяти
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВ ходе выполнения задания студент получает случай практических трудностей в обучении, связанный с ограничениями когнитивных функций и/или их нейробиологических основ. Он должен указать на возможные последствия в ходе обучения (трудность в восприятии, переработке, обобщении и сохранении, переносе информации) и придумать способы снижения когнитивной нагрузки.
- Активностьвыполнение мини-заданий на разные элементы связей обучения и когнитивных функций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Баттерворт, Д. Принципы психологии развития : учебник / Д. Баттерворт, М. Харрис , перевод с английского В. И. Белопольского, Е. А. Сергиенко. — Москва : Когито-центр, 2000. — 350 с. — ISBN 5-89353-015-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109056 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Когнитивная психология. 8-е изд. — (Серия «Мастера психологии»). - 978-5-4461-1230-2 - Солсо Р., Маклин О., Маклин M. - 2024 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/395856 - 395856 - iBOOKS
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Подумайте еще раз : сила знания о незнании, Грант, А., 2022
- Принципы психологии развития, Баттерворт, Дж., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kemmerer D. Concepts in the brain: The view from cross-linguistic diversity. – Oxford University Press, 2019.
- Экспериментальная психология : планирование, проведение, анализ: 75 уникальных экспериментов, Солсо, Р. Л., 2006