2025/2026





Возрастная психология образования
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
10
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках магистерской программы «Педагогический дизайн: теория и практика обучения» данная дисциплина представляет собой психолого-педагогическую базу для модулей, связанных с анализом потребностей аудитории, проектированием обучения, выбором образовательных технологий и оценкой результатов в контексте работы со взрослыми. Дисциплина знакомит студентов с психологическими особенностями разных возрастных периодов, которые необходимо учитывать при проектировании образовательных программ. Акцент – на взрослых периодах жизни человека в их динамике, с точки зрения развития, готовности к изменениям. Рассматриваются нейрокогнитивные, мотивационные, эмоционально-личностные аспекты, кризисные периоды. В программе рассматриваются классические концепции возрастного развития и современные исследования. В теоретическом плане в рамках дисциплины изучается влияние психологических особенностей взрослых людей на их обучение. Практический аспект дисциплины заключается в развитии у магистрантов навыков проектирования программ с учётом этих особенностей.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у магистрантов глубокое понимание закономерностей, задач и кризисов психологического развития человека на протяжении взрослых периодов жизни (ранняя взрослость, средний возраст, поздняя взрослость, старость) и научить применять эти знания для проектирования, реализации и оценки эффективных образовательных решений для взрослой аудитории.
Планируемые результаты обучения
- Выделяет общие характеристики каждого периода развития
- Формулирует психологические задачи кризисных периодов развития
- Сопоставляет разные возрастные периоды с точки зрения их ресурсов, возможностей и дефицитов, ограничений
- Формулирует основные принципы организации обучения взрослых
- Анализирует состав и особенности аудитории, используя различные средства диагностики
- Включает знания о психологии взрослого развития в процесс проектирования образовательных программ, курсов, учебных материалов и систем оценки
- Разрабатывает педагогически обоснованные решения, адекватные когнитивным, мотивационным и социальным характеристикам взрослой целевой аудитории
- Анализирует собственный личный и профессиональный опыт в контексте обучения
- Формулирует ключевые психологические особенности обучающихся разных возрастных групп
- Объясняет выбор педагогических стратегий и технологий теоретическими и эмпирическими данными возрастной психологии
Содержание учебной дисциплины
- Основные подходы к периодизации возрастного развития
- Особенности когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы взрослых людей разных возрастных периодов
- Особенности и принципы образования взрослых
- Практическое применение знаний по возрастной психологии в педагогическом дизайне
Элементы контроля
- Активность
- Портфолио из 3х проектных заданий (на выбор из предложенных)
- Эссе/саморефлексия (тема на выбор из предложенных)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * Активность + 0.5 * Портфолио из 3х проектных заданий (на выбор из предложенных) + 0.3 * Эссе/саморефлексия (тема на выбор из предложенных)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
- Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2021
- Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология развития, Крайг, Г., 2002