• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Возрастная психология образования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 10

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках магистерской программы «Педагогический дизайн: теория и практика обучения» данная дисциплина представляет собой психолого-педагогическую базу для модулей, связанных с анализом потребностей аудитории, проектированием обучения, выбором образовательных технологий и оценкой результатов в контексте работы со взрослыми. Дисциплина знакомит студентов с психологическими особенностями разных возрастных периодов, которые необходимо учитывать при проектировании образовательных программ. Акцент – на взрослых периодах жизни человека в их динамике, с точки зрения развития, готовности к изменениям. Рассматриваются нейрокогнитивные, мотивационные, эмоционально-личностные аспекты, кризисные периоды. В программе рассматриваются классические концепции возрастного развития и современные исследования. В теоретическом плане в рамках дисциплины изучается влияние психологических особенностей взрослых людей на их обучение. Практический аспект дисциплины заключается в развитии у магистрантов навыков проектирования программ с учётом этих особенностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у магистрантов глубокое понимание закономерностей, задач и кризисов психологического развития человека на протяжении взрослых периодов жизни (ранняя взрослость, средний возраст, поздняя взрослость, старость) и научить применять эти знания для проектирования, реализации и оценки эффективных образовательных решений для взрослой аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет общие характеристики каждого периода развития
  • Формулирует психологические задачи кризисных периодов развития
  • Сопоставляет разные возрастные периоды с точки зрения их ресурсов, возможностей и дефицитов, ограничений
  • Формулирует основные принципы организации обучения взрослых
  • Анализирует состав и особенности аудитории, используя различные средства диагностики
  • Включает знания о психологии взрослого развития в процесс проектирования образовательных программ, курсов, учебных материалов и систем оценки
  • Разрабатывает педагогически обоснованные решения, адекватные когнитивным, мотивационным и социальным характеристикам взрослой целевой аудитории
  • Анализирует собственный личный и профессиональный опыт в контексте обучения
  • Формулирует ключевые психологические особенности обучающихся разных возрастных групп
  • Объясняет выбор педагогических стратегий и технологий теоретическими и эмпирическими данными возрастной психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные подходы к периодизации возрастного развития
  • Особенности когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы взрослых людей разных возрастных периодов
  • Особенности и принципы образования взрослых
  • Практическое применение знаний по возрастной психологии в педагогическом дизайне
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Портфолио из 3х проектных заданий (на выбор из предложенных)
  • неблокирующий Эссе/саморефлексия (тема на выбор из предложенных)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Активность + 0.5 * Портфолио из 3х проектных заданий (на выбор из предложенных) + 0.3 * Эссе/саморефлексия (тема на выбор из предложенных)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2021
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология развития, Крайг, Г., 2002