• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Управление распределенными командами

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Влияние навыков менеджера на эффективность работы сотрудников проявляется особенно остро, когда продукт деятельности является результатом объединения индивидуальных усилий всех участников совместной работы.Курс учитывает наличие искусственного интеллекта как конкурента современного человека и направлен на формирование у слушателей знаний, необходимых для самостоятельного развития эмоционального интеллекта и навыков влияния.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с классическими и современными теориями управления командой
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать информацию из источников, индексируемых в базах данных научного цитирования
  • Демонстрировать коммуникативные навыки
  • Организовать эффективную коммуникацию
  • Распознавать командные роли
  • Распознавать этапы развития команды
  • Анализировать современные и классические теории лидерства
  • Знать основные понятия и теории лидерства
  • Воспроизводить основные понятия и теории лидерства
  • Различать «темные» и «светлые» черты личности
  • Воспроизводить основные понятия и теории, относящиеся к управлению командой
  • Анализировать современные и классические теории, относящиеся к управлению командой
  • Формулировать исследовательские задачи для ИИ
  • Определять границы и условия применения ИИ в академической работе
  • Использовать ИИ-инструменты для систематизации научных источников и подготовки аналитических материалов
  • Проверять корректность и достоверность информации, полученной с применением ИИ, с опорой на оригинальные публикации
  • Идентифицировать ошибки и искажения («галлюцинации») в ответах ИИ и устранять их в итоговых материалах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Распределенные и традиционные команды
  • Групповая динамика в распределенных командах
  • Управление распределенными командами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активное участие в дискуссии. Каждый раз, когда студент принимает активное участие в обсуждении (голосом), он получает оценку по шкале HSE (0-10). Если студент не участвует активно в обсуждении (голосом), он получает «0». Итоговая оценка за Обсуждение равна общей сумме, разделенной на общее количество семинаров (каждый семинар равен 2 академическим часам). Релевантные комментарии учитываются только в том случае, если они были озвучены во время семинаров Пример 1. Комментарий 5 баллов: Кроме упомянутых в вашей презентации стилей лидерства, существует также положительный пример деструктивного стиля – стратегический буллинг – рассмотренный в работе Ferris, G. R., Zinko, R., Brouer, R. L., Buckley, M. R., & Harvey, M. G. (2007). Strategic bullying as a supplementary, balanced perspective on destructive leadership. The Leadership Quarterly, 18(3), 195-206. Удивительно, но этот подход может принести положительные результаты в краткосрочной перспективе. Пример 2. Комментарий 10 баллов: Хотя теория черт и ситуационная теория добавили важные переменные в «уравнение лидерства», у них есть ограничения. Например, контекст ситуации очень трудно измерить, а личностные черты тесно связаны с развитием психологической науки. Возможно, поэтому Херси и Бланшар (Hersey, P., & Blanchard, K. H. (1997). Situational leadership. In Dean’s Forum (Vol. 12, No. 2, p. 5)) смогли монетизировать свою теорию: стиль лидерства – это на самом деле поведение, и поведение лидера, в отличие от черт характера и ситуаций, может контролироваться самим лидером. Тем не менее, наиболее перспективным подходом представляется учет всех трех переменных, как это показано в работе Derue, D. S., Nahrgang, J. D., Wellman, N. E. D., & Humphrey, S. E. (2011). Trait and behavioral theories of leadership: An integration and meta‐analytic test of their relative validity. Personnel Psychology, 64(1), 7-52. + Всеобъемлющая презентация учебного материала в заданиях, с оригинальными мыслями, подкрепленными ссылками на академические источники. Выраженные идеи являются креативными, а их научная новизна обоснована студентом
  • неблокирующий Презентация
    Формат PPT или PPTx (текстом, не скриншотами) Индивидуально или в группах (до 3 студентов). Тема презентации должна быть согласована с преподавателем. Оригинальность работы выше 80%. Отсутствуют признаки неверного и/или неэтичного использование ИИ. Проверка на сгенерированный текст осуществляется при помощи GPTzero, Антиплагиат, Bypassai или аналогичных инструментов. Перечень примеров признаков неверного и неэтичного использования ИИ, за каждый из которых вычитается по 1 баллу из оценки за презентацию: (1) Использование генеративного ИИ для создания или описания введения, кейсовой части, выводов (2) Использование несуществующих источников в презентации. (3) Включение в работу ложной или искажённой информации, полученной из ИИ, без проверки по оригинальным публикациям. (4) Отсутствие указания на использование ИИ там, где оно имело место. (5) Неправильное оформление ссылок на источники, предложенные ИИ, в несоответствии с требованиями задания. Первичные Критерии № Материал сбалансирован (примерно: 50% - исследовательская часть, 50% - «сюжетная» часть), большинство (не менее 12 на студента) слайдов должны быть информативными, внизу слайдов должны быть ссылки (стиль APA, минимум 3 источника) 1 Каждый источник теоретического анализа следует обобщить в таблице (Техническое Резюме) с следующими колонками: Ссылка в формате APA. Цель статьи: основная цель или исследовательский вопрос статьи. Теоретические основы: теории, на которых основано исследование. Методы: используемые методы исследования. Результаты и выводы. Предложения по будущим исследованиям: идеи, предложенные в статье, относительно возможных направлений будущих исследований или расширения текущего исследования. Роль ИИ (использовался ли при работе с этим источником, название инструмента, описание задачи, для которых применялся ИИ) (ясность и последовательность). 2 Цитирование обосновано. Нет «слепых» ссылок. Присутствуют все необходимые ссылки. Ссылки, полученные в результате использование ИИ, перепроверены вручную. 3 Студент хорошо разбирается в материале: может отвечать на релевантные вопросы. Среди цитат присутствуют мета-анализы (meta-analyses, не менее одного) и систематические обзоры (systematic reviews, не менее одного). Содержание соответствует выбранной теме. 4 Сюжетная («Кейсовая») часть релевантна исследовательской части. Сюжетная часть состоит не менее чем из 300 слов на слайдах на одного студента. Кейсы содержат ссылки на основные постулаты теоретического анализа. Кейс должен быть оригинальным (не на основе YouTube или других источников). Минимум 1 кейс на одного студента. В тексте кейса жирным выделены отсылки к теоретической части. Цитируется хотя бы одна классическая работа (у классических работ не менее 500 цитирований на google scholar). 5 Отсутствуют опечатки, синтаксические и орфографические ошибки, небрежность в оформлении и т. д. Нет пропущенных рисунков и т.д. Представленный на оценку материал проанализирован (присутствуют обоснованные выводы, не менее чем на 200 слов на слайдах). 6 Соблюдение установленного дедлайна, надлежащее оформление (не черно-белые слайды, присутствуют картинки). 7 Вторичные Критерии Оценка 8 + студенты (студент) проводят анализ, ссылаясь на качественные источники (не менее 15 на каждого студента). 10 8 + студенты (студент) проводят анализ, ссылаясь на качественные источники (не менее 12 на каждого студента) 9 7+ студенты (студент) проводят анализ, ссылаясь на качественные источники (не менее 10 на каждого студента). Цитируются хотя бы две классические работы (у классических работ не менее 500 цитирований на google scholar) 8 Все критерии соблюдены 7 6/7 критериев соблюдены 6 5/7 критерии выполнены 5 4/7 критериев выполнены 4 3/7 критериев выполнены 3 2/7 критериев выполнены 2 1/7 критериев выполнены 1 Оригинальность менее 80% / материал не представлен на оценку / 0/7 критериев соблюдено / неверный формат (не PPT или PPTx ЛИБО скриншотами, а не текстом) 0
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из 2-х частей (40%+60%). Вопросы первой части (Теста 1 40%) формулируются на основе лекционного материала, вопросы второй части (Теста 2 60%) формулируются на основе статей, предназначенных для чтения и анализа в течении курса. Ответы на тестовые вопросы как Теста 1, так и Теста 2, засчитываются как правильные только в случае полного соответствия (все правильные ответы отмечены как правильные, ни один неправильный ответ не отмечен) Сначала, студент должен преодолеть соответствующий минимальный порог. Минимальный порог для получения «4» и выше (удовлетворительная оценка) составляет 40%, «6» и выше - 60%, «8» и выше - 80% и т.д. Затем, если соответствующий минимальный порог преодолен, оценки распределяются по следующей шкале: 10 - 10%, 9-10%, 8-10%, 7-17,5%, 6-17,5%, 5-17,5%, 4-17,5%. Процедуры первой и второй (комиссия) пересдачи аналогичны процедуре экзамена: накопленная оценка учитывается (т.е. формула остается прежней). Курс не предусматривает освобождения студентов от экзамена. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Если что-то пошло не так, важно зафиксировать проблемы - сделать скриншот экрана. Сообщите в IT-поддержку о проблеме по адресу sd.gsb@hse.ru (к письму приложите скриншот) Экзамен проводится в формате «open-book»: разрешается использовать конспекты и тексты научных статей. Обязательный в ВШБ (по распоряжению в письме заместителя директора ВШБ А.О. Габриелова от 16.08.2024) прокторинг: Автоматический прокторинг (система следит за действиями студентов) будет проводится с целью идентификации испытуемого и исключения несамостоятельного (проговаривание вопросов вслух, использование мобильного телефона и других гаджетов, вмешательство посторонних и т.д.) выполнения экзаменационных заданий. Если система оставляет комментарии для принятия решений (проговаривание вопросов вслух, использование мобильного телефона и других гаджетов, вмешательство посторонних и т.д.), то преподаватель вправе выставить «0». После экзамена: Показ работ не предусмотрен. Апелляция возможна только на процедуру проведения экзамена. Коротко о прокторинге: Пожалуйста, заблаговременно проверьте Вашу камеру и микрофон, стабильность соединения и т.д. Пожалуйста, следуйте инструкциям программы (показать комнату, паспорт итд Пожалуйста, пишите в одиночестве, не пропадайте из поля зрения камеры, смотрите в экран и на клавиатуру (не в пол, не за компьютер и т.д.) Пожалуйста, не пользуйтесь телефонами и другими гаджетами (Вы можете открывать Ваши конспекты и статьи прямо на компьютере) Пожалуйста, сохраняйте тишину, в т.ч. не проговаривайте вопросы вслух Не надевайте шапки, темные очки, панамки итп. Нельзя передавать ссылку на экзамен посторонним лицам. Во время экзамена нельзя пользоваться: Любыми социальными сетями Любыми мессенджерами Любимы инструментами совместной работы (в т.ч. доской Miro, Figma и пространством Google) Студенты, нарушившие данные правила получают оценку «неудовлетворительно» - 0
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Презентация + 0.15 * Работа на семинарах + 0.65 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Connie J G Gersick. (1988). Time and transition in work teams: Toward a new model of group development. Http://Web.Mit.Edu/Curhan/Www/Docs/Articles/15341_Readings/Group_Dynamics/Gersick_1988_Time_and_transition.Pdf.
  • Martin Fishbein, & Icek Ajzen. (2010). Predicting and Changing Behavior : The Reasoned Action Approach. Psychology Press.
  • University of Florida, U. S. ( host institution ), Judge, T. A. ( author ), Piccolo, R. F. ( author ), & Kosalka, T. ( author ). (2009). The bright and dark sides of leader traits: A review and theoretical extension of the leader trait paradigm. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2009.09.004
  • Психология влияния, Чалдини, Р. Б., 2014
  • Психология влияния. 5-е изд. - 978-5-496-01033-7 - Чалдини Р. - 2014 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/21895 - 21895 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393

Авторы

  • Багратиони Константин Амиранович