2025/2026



Традиции и современность в литературах мусульманских сообществ
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар наставника по общей траектории образовательной программы. Предполагает обсуждение наставника индивидуальных траекторий обучения студентов, помощь в выборе вариативных курсов, а также разработку плана исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины
- Помощь студенту в выборе дополнительных курсов и курсов по выбору.
- Выбор и утверждение тем курсовых работ.
- Помощь при подготовке курсовых исследований.
- Обсуждение возникающих в ходе работы противоречий и вопросов.
- Анализ и рассмотрение последних работ, статей и лекций по истории Ислама в бывшей Российской империи и СССР.
Планируемые результаты обучения
- Студенты должны анализировать степень реальности и эффективности христиано-мусульманского диалога в том или ином регионе и, особенно, в России; различать ложные (конъюнктурные) и подлинные формы диалога
- Студенты должны владеть основными религиоведческими навыками, позволяющими адекватно интерпретировать многообразие форм христиано-мусульманских отношений; навыками адекватной оценки многочисленной и крайне противоречивой литературы, посвященной межрелигиозным отношениям и диалогу
- Студенты должны получить знания об исламе как религии, исламоведении как науке его изучающей, об истории христиано-мусульманских отношений и их современном состоянии
- Студенты должны с позиций современного религиоведения понимать многообразие форм и неоднозначность христиано-мусульманских отношений, их зависимость от исторических, социальных и политических условий, связывать с конкретной культурной средой, в которой они развивались и развиваются
- Анализ индивидуальной карьерной траектории студента.
- Рассмотрение предлагаемых учебных курсов.
- Обретение навыков работы в системе Smartlms.
- Подготовка ИУП.
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция
- Коран
- Мухаммад и Сунна
- Мусульманское право
- Культ в исламе
- Мусульманское вероучение. Шесть столпов веры. Бог и человек. Ангелология
- Мусульманское вероучение: Богооткровенные книги, пророки и посланники
- Мусульманское вероучение: Эсхатология и учение о предопределении
- Первоначальная мусульманская община, возникновение трех основных направлений в исламе
- Шиизм и суфизм, калам и фалсафа
- Мухаммад и его иудео-христианское окружение
- Встреча первых мусульман с сирийским христианством
- Византийцы и ислам
- Ислам глазами христианских полемистов Запада в средние века
- Мусульмане в России
- Второй Ватиканский собор об исламе
- Богословские проблемы христиано-мусульманского диалога
Элементы контроля
- ЭкзаменПеред экзаменом студенты получают для подготовки список вопросов по темам курса. На экзамене студентам предлагается билет с двумя вопросами. На подготовку выделяется 15 минут. Оценивается полнота ответа студента, его погруженность в тематику курса, знакомство с релевантной научной литературой и умение правильно излагать свои мысли с точки зрения правил русского языка. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент риторически и стилистически верно представил исчерпывающее изложение по теме вопроса, ответил на дополнительные вопросы, продемонстрировал знание релевантной научной литературы и степень погруженности в тематику курса.
- Онлайн-курсСтуденты должны предоставить подтверждение освоения ими онлайн-курса «Источниковедение»
- Семинарские занятияПеред занятием студентам выдается список материалов, необходимых к изучению. В ходе занятия студенты участвуют в дискуссии на основании изученных ими материалов. В рамках занятий оценивается степень участия студента в дискуссии, подготовленность, аргументированность, частотность и полнота его ответов. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент активно работал на всех семинарских занятиях, давал полные и четкие ответы на вопросы, продемонстрировал свое знакомство с семинарскими материалами, а также свободно ориентируется в содержании курса.