• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Традиции и современность в литературах мусульманских сообществ

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар наставника по общей траектории образовательной программы. Предполагает обсуждение наставника индивидуальных траекторий обучения студентов, помощь в выборе вариативных курсов, а также разработку плана исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Помощь студенту в выборе дополнительных курсов и курсов по выбору.
  • Выбор и утверждение тем курсовых работ.
  • Помощь при подготовке курсовых исследований.
  • Обсуждение возникающих в ходе работы противоречий и вопросов.
  • Анализ и рассмотрение последних работ, статей и лекций по истории Ислама в бывшей Российской империи и СССР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны анализировать степень реальности и эффективности христиано-мусульманского диалога в том или ином регионе и, особенно, в России; различать ложные (конъюнктурные) и подлинные формы диалога
  • Студенты должны владеть основными религиоведческими навыками, позволяющими адекватно интерпретировать многообразие форм христиано-мусульманских отношений; навыками адекватной оценки многочисленной и крайне противоречивой литературы, посвященной межрелигиозным отношениям и диалогу
  • Студенты должны получить знания об исламе как религии, исламоведении как науке его изучающей, об истории христиано-мусульманских отношений и их современном состоянии
  • Студенты должны с позиций современного религиоведения понимать многообразие форм и неоднозначность христиано-мусульманских отношений, их зависимость от исторических, социальных и политических условий, связывать с конкретной культурной средой, в которой они развивались и развиваются
  • Анализ индивидуальной карьерной траектории студента.
  • Рассмотрение предлагаемых учебных курсов.
  • Обретение навыков работы в системе Smartlms.
  • Подготовка ИУП.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция
  • Коран
  • Мухаммад и Сунна
  • Мусульманское право
  • Культ в исламе
  • Мусульманское вероучение. Шесть столпов веры. Бог и человек. Ангелология
  • Мусульманское вероучение: Богооткровенные книги, пророки и посланники
  • Мусульманское вероучение: Эсхатология и учение о предопределении
  • Первоначальная мусульманская община, возникновение трех основных направлений в исламе
  • Шиизм и суфизм, калам и фалсафа
  • Мухаммад и его иудео-христианское окружение
  • Встреча первых мусульман с сирийским христианством
  • Византийцы и ислам
  • Ислам глазами христианских полемистов Запада в средние века
  • Мусульмане в России
  • Второй Ватиканский собор об исламе
  • Богословские проблемы христиано-мусульманского диалога
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Перед экзаменом студенты получают для подготовки список вопросов по темам курса. На экзамене студентам предлагается билет с двумя вопросами. На подготовку выделяется 15 минут. Оценивается полнота ответа студента, его погруженность в тематику курса, знакомство с релевантной научной литературой и умение правильно излагать свои мысли с точки зрения правил русского языка. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент риторически и стилистически верно представил исчерпывающее изложение по теме вопроса, ответил на дополнительные вопросы, продемонстрировал знание релевантной научной литературы и степень погруженности в тематику курса.
  • неблокирующий Онлайн-курс
    Студенты должны предоставить подтверждение освоения ими онлайн-курса «Источниковедение»
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Перед занятием студентам выдается список материалов, необходимых к изучению. В ходе занятия студенты участвуют в дискуссии на основании изученных ими материалов. В рамках занятий оценивается степень участия студента в дискуссии, подготовленность, аргументированность, частотность и полнота его ответов. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент активно работал на всех семинарских занятиях, давал полные и четкие ответы на вопросы, продемонстрировал свое знакомство с семинарскими материалами, а также свободно ориентируется в содержании курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.3 * Онлайн-курс + 0.3 * Семинарские занятия + 0.4 * Экзамен

Авторы

  • Бессмертная Ольга Юрьевна
  • Ихсанов Антон Робертович
  • Хомченкова Варвара Валентиновна