2025/2026





Клиническая психология личностного генеза
Статус:
Маго-лего
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления магистерской программы «Консультативная психология. Персонология».
Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции.
Цель освоения дисциплины
- Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, формирование представлений о нарушении функций эго в личностном генезе, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции. Планируемые результаты: Знает о клинической периодизации жизни личности; Знает о психодинамической периодизации личности; Имеет представление о функциях эго и их нарушениях; Имеет навык критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии и исследовательской позиции.
- Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: Изучить классические и современные периодизации психического развития как основу для анализа личностного генеза; формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции. Сформировать у студентов целостное, критическое и клинически ориентированное понимание теорий личностного генеза через анализ биографического и исторического контекста их создания, с последующим применением этого знания для анализа нарушений развития и построения терапевтических гипотез. Знает о клинической периодизации жизни личности; Знает о психодинамической периодизации личности; Владеет навыком критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии и исследовательской позиции
Планируемые результаты обучения
- Знает о клинической периодизации жизни личности
- Знает о психодинамической периодизации личности
- Владеет навыком критического анализа информации
- Умеет вести аргументированную дискуссию с исследовательской позиции
- Знает психодинамические теории
- Владеет знаниями на темы генеза невроза, кризиса идентичности, компенсации неполноценности, социального интереса, основ психики, нарушений самости
- Умеет определять психодинамические теории и их авторов
- Знает гуманистические и экзистенциальные теории
- Умеет применять гештальт-подход
- Владеет понятиями логотерапия и самоактуализация
- Знает культурно-историческую теорию и социогенез личности
- Знает деятельностный подход и смыслообразование
- Умеет применять деятельностный подход и смыслообразование и культурно-историческую теорию и социогенез личности при консультировании
- Знает интегрированные и современные модели
- Умеет применять интегрированные и современные модели
- Знает клинические аспекты и синтез
- Умеет применять идеи генеза в различных техниках
Содержание учебной дисциплины
- МОДУЛЬ 1: ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТНОГО ГЕНЕЗА
- МОДУЛЬ 2: ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Л.Г.: ОТ ВЛЕЧЕНИЙ К ОТНОШЕНИЯМ И МЫШЛЕНИЮ
- МОДУЛЬ 3: ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
- МОДУЛЬ 4: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ
- МОДУЛЬ 5: ИНТЕГРАТИВНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
- МОДУЛЬ 6: КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СИНТЕЗ
Элементы контроля
- Эссе
- Активность
- ЭкзаменОтветы по экзаменационным билетам. 2 пары занятий без перерыва.
- ДокладПрезентация по выбранной или заявленной теме. Продолжительность доклада не менее 20 минут. Объем текстовой части доклада не менее 2 страниц и не более 10 страниц.
- ТестТестирование на знание пройденного материала.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th moduleИтоговая отметка не может быть более 8 баллов, итоговая отметка складывается из (Экзамен 0,3 + Доклад 0.2 + (Тест 1 и Тест 2) 0,2 + (Эссе 1 + Эссе 2) 0,1 + Активность в каждом модуле по 0,1.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2007
- Зависть : теория соц. поведения, Шек, Г., 2010
- Клинические лекции по Кляйн и Биону, , 2012
- Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
- Психология развития человека : учеб. пособие, Сапогова, Е. Е., 2001
- Психология, Выготский, Л. С., 2002
- Теории личности : учеб. пособие, Холл, К. С., 2000
- Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции : учебное пособие / З. Фрейд , Перевод с немецкого Я. М. Когана. — Москва : Академический Проект, 2020. — 477 с. — ISBN 978-5-8291-2864-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132364 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Эго и механизмы защиты - 978-5-94193-919-0 - Фрейд А. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/362628 - 362628 - iBOOKS
- Я и Оно : Сочинения: пер. с нем., Фрейд, З., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Генезис личности : теория и экперимент, Субботский, Е. В., 2010
- Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев А.Н., 2005
- Научение через опыт переживания, Бион, У. Р., 2008
- Немировский, К. Винникотт и Кохут. Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. Интерсубъективность и сложные психические расстройства / К. Немировский , научный редактор М. В. Ромашкевич , перевод с испанского Л. А. Янсонене. — Москва : Когито-центр, 2010. — 217 с. — ISBN 978-5-89353-323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109236 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Неправильное понимание трагического : зависть, стыд и страдание, Килборн, Б., 2022