• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Клиническая психология личностного генеза

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления магистерской программы «Консультативная психология. Персонология». Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, формирование представлений о нарушении функций эго в личностном генезе, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции. Планируемые результаты:  Знает о клинической периодизации жизни личности;  Знает о психодинамической периодизации личности;  Имеет представление о функциях эго и их нарушениях;  Имеет навык критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии и исследовательской позиции.
  • Целями изучения дисциплины «Клиническая психология личностного генеза» являются: Изучить классические и современные периодизации психического развития как основу для анализа личностного генеза; формирование представлений о клинической и психодинамической периодизации жизни личности, приобретение навыка критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии, исследовательской позиции. Сформировать у студентов целостное, критическое и клинически ориентированное понимание теорий личностного генеза через анализ биографического и исторического контекста их создания, с последующим применением этого знания для анализа нарушений развития и построения терапевтических гипотез. Знает о клинической периодизации жизни личности; Знает о психодинамической периодизации личности; Владеет навыком критического анализа информации, ведения аргументированной дискуссии и исследовательской позиции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о клинической периодизации жизни личности
  • Знает о психодинамической периодизации личности
  • Владеет навыком критического анализа информации
  • Умеет вести аргументированную дискуссию с исследовательской позиции
  • Знает психодинамические теории
  • Владеет знаниями на темы генеза невроза, кризиса идентичности, компенсации неполноценности, социального интереса, основ психики, нарушений самости
  • Умеет определять психодинамические теории и их авторов
  • Знает гуманистические и экзистенциальные теории
  • Умеет применять гештальт-подход
  • Владеет понятиями логотерапия и самоактуализация
  • Знает культурно-историческую теорию и социогенез личности
  • Знает деятельностный подход и смыслообразование
  • Умеет применять деятельностный подход и смыслообразование и культурно-историческую теорию и социогенез личности при консультировании
  • Знает интегрированные и современные модели
  • Умеет применять интегрированные и современные модели
  • Знает клинические аспекты и синтез
  • Умеет применять идеи генеза в различных техниках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • МОДУЛЬ 1: ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТНОГО ГЕНЕЗА
  • МОДУЛЬ 2: ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Л.Г.: ОТ ВЛЕЧЕНИЙ К ОТНОШЕНИЯМ И МЫШЛЕНИЮ
  • МОДУЛЬ 3: ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
  • МОДУЛЬ 4: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ
  • МОДУЛЬ 5: ИНТЕГРАТИВНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
  • МОДУЛЬ 6: КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СИНТЕЗ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность
  • блокирующий Экзамен
    Ответы по экзаменационным билетам. 2 пары занятий без перерыва.
  • неблокирующий Доклад
    Презентация по выбранной или заявленной теме. Продолжительность доклада не менее 20 минут. Объем текстовой части доклада не менее 2 страниц и не более 10 страниц.
  • неблокирующий Тест
    Тестирование на знание пройденного материала.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    Итоговая отметка не может быть более 8 баллов, итоговая отметка складывается из (Экзамен 0,3 + Доклад 0.2 + (Тест 1 и Тест 2) 0,2 + (Эссе 1 + Эссе 2) 0,1 + Активность в каждом модуле по 0,1.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2007
  • Зависть : теория соц. поведения, Шек, Г., 2010
  • Клинические лекции по Кляйн и Биону, , 2012
  • Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
  • Психология развития человека : учеб. пособие, Сапогова, Е. Е., 2001
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Теории личности : учеб. пособие, Холл, К. С., 2000
  • Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции : учебное пособие / З. Фрейд , Перевод с немецкого Я. М. Когана. — Москва : Академический Проект, 2020. — 477 с. — ISBN 978-5-8291-2864-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132364 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Эго и механизмы защиты - 978-5-94193-919-0 - Фрейд А. - 2016 - Москва: Инcтитут общегуманитарных исследований - https://ibooks.ru/bookshelf/362628 - 362628 - iBOOKS
  • Я и Оно : Сочинения: пер. с нем., Фрейд, З., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Генезис личности : теория и экперимент, Субботский, Е. В., 2010
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев А.Н., 2005
  • Научение через опыт переживания, Бион, У. Р., 2008
  • Немировский, К. Винникотт и Кохут. Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. Интерсубъективность и сложные психические расстройства / К. Немировский , научный редактор М. В. Ромашкевич , перевод с испанского Л. А. Янсонене. — Москва : Когито-центр, 2010. — 217 с. — ISBN 978-5-89353-323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109236 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Неправильное понимание трагического : зависть, стыд и страдание, Килборн, Б., 2022

Авторы

  • Борисова Инна Валерьевна
  • Исаева Анастасия Николаевна