2025/2026
Русская религиозная философия как феномен социальной истории
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Павлов Илья Ильич
Язык:
русский
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе будет подробно рассмотрен вопрос о том, в каком смысле русская религиозная философия может быть проанализирована как феномен социальной истории и какие выводы подобный ракурс исследования предполагает относительно дискуссий о возможности/невозможности актуализации идей русских религиозных философов в современном контексте.
Первая часть курса будет посвящена обсуждению такой методологии исследования русской религиозной философии, которая позволяла бы привлекать к объяснению данного феномена подходы социальной теории. Для этого мы разберем, как в целом социальный контекст может быть использован для объяснения историко-философских феноменов и какая методология позволяет учитывать его влияние без крайностей «вульгарного социологизма», после чего обсудим, каким образом в рамках искомой комплексной методологии социальные процессы модернизации (включая имманентный ей процесс компенсации, запускающий демодернизационные колебания), секуляризации, индивидуализации и проч. могут объяснить русскую религиозную философию как феномен социальной истории.
Далее мы разберем ряд конкретных кейсов из истории русской религиозной философии с опорой на выработанный подход. Особое внимание будет уделено тому, каким образом в мысли русских религиозных философов влияли друг на друга теологический и социально-политический уровни мышления: как под влиянием общественных процессов русские религиозные философы развивали, подчас критически их пересматривая, теологические идеи — и как из теологических идей делали социально-политические выводы.
В последней части курса мы обсудим историю рецепции русской религиозной философии в постсоветский период, а также дискуссии философов, интеллектуалов и историков философии об актуальности/неактуальности русской религиозной философии в современном контексте — чтобы таким образом наконец ответить на вопрос, как же данные дискуссии может разрешить восприятие русской религиозной философии как феномена социальной истории, связанного, с одной стороны, с конкретным историческим периодом, а с другой, реагирующего на те процессы, которые, будучи запущены на заре модерна, во многом продолжают определять наш современный мир.