2025/2026




Картографические методы и GIS в изучении русской средневековой истории
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе студенты знакомятся со спецификой использования ГИС в исследованиях по истории России эпохи Средневековья и раннего Нового времени. В лекциях разбираются особенности картографических источников и методы работы с ними, а также накопленный в историографии опыт историко-картографических исследований. На семинарах студенты получают опыт практической работы с использованием свободно распространяемой программы QGis: учатся картографировать данные исторических источников, извлекать пространственную информацию из картографических памятников XVI-XVIII вв., создавать авторские исследовательские карты.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью курса является ознакомление студентов с методами применения ГИС при исследовании истории России эпохи Средневековья и раннего Нового времени.
Планируемые результаты обучения
- имеют общее представление о современной картографии и ГИС
- Знают особенности работы с историческими картами с применением ГИС.
- умеют применять картографические методы при изучении массовых источников
- В результате освоение курса студенты должны получить общее понимание методов работы с картографическими источниками и составления исследовательских карт с применением ГИС.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в курс (Д.А.Хитров)
- Тема 2. Основы работы с ГИС (Д.А.Хитров)
- Тема 3. Особенности применения картографических методов при изучении массовых источников XVI-XVII вв. (Д.А.Черненко).
- Тема 4. Специфика отечественной картографии XVIII в. (А.А. Голубинский)
Элементы контроля
- Работа студента на семинарах по теме 2
- Работа студента на семинарах по теме 3
- Работа студента на семинарах по теме 4
- Итоговый проект (письменная работа/экзамен)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.7 * Итоговый проект (письменная работа/экзамен) + 0.1 * Работа студента на семинарах по теме 2 + 0.1 * Работа студента на семинарах по теме 3 + 0.1 * Работа студента на семинарах по теме 4