• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Христианство и общество на Руси и на «латинском» Западе в XIV–XVI вв.

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса, во-первых, в том, чтобы рассмотреть конфессиональные особенности западно-христианских традиций (католицизм и протестантизм) в сравнении с византийско-православными традициями. Во-вторых, будет анализироваться воздействие конфессионально специфических факторов на политическую, культурную и социальную историю Руси и Запада (на примерах из опыта Франции, Германии и Польши). Во время семинаров сходства и различия восточных и западных конфессиональных традиций и их роль в истории рассматриваются в ходе внимательного анализа, с одной стороны, ряда текстов позднего Средневековья и Возрождения, с другой – конкретных исторических ситуаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • разобраться в том, в чём состояли и как влияли в XIV–XVI вв. на культуру Руси (Московско-Новгородской Руси и будущих украинско-белорусских земель) типологические конфессиональные особенности византийско-православных традиций по сравнению с влиянием западно-христианских традиций (католицизм и рождавшийся в XVI в. протестантизм) на общества «латинской Европы» (на примере, главным образом, Франции, Германии и Польши).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понять и уметь объяснить, в чем состоит проблематика сравнительного изучения истории трёх конфессионально-культурных традиций ( православия, католицизма, протестантизма) как фактора развития государств, социальных связей и культур соответствующих обществ Европы
  • уметь увидеть – во время запланированных семинаров - в ходе анализа отдельных памятников позднего средневековья и раннего Нового времени, а также при внимательном изучении ряда конкретно-исторических ситуаций, - насколько и в чём именно схожи и насколько и в чём именно различны католические, протестантские и православные конфессионально-культурные традиции
  • ближе познакомиться с некоторыми прикладными аспектами методологии исторического исследования – применительно к сравнительной истории европейских религиозных традиций и их политической, социальной и культурной функции в эволюции Руси и стран «латинского» Запада.
  • Уметь представить, как использовать разные категории источников по данной проблематике в теоретических и практических исследованиях общего характера.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1 и лекция 2.
  • Семинар 1 и семинар 2
  • Лекция и семинар 5
  • Лекция и семинар 4
  • Лекция 3 и семинар 3
  • Лекция и семинар 6.
  • Лекция и семинар 7.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий аналитическая разработка
    письменная аналитическая разработка по одной из тем курса, с использованием и включенных в программу источников и литературы, и дополнительных материалов
  • неблокирующий Экзамен
    Во время экзамена/зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изученных в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы). Экзамен предполагает подготовку в аудитории подробного аналитического плана по одному из вопросов курса. В подготовленном в аудитории аналитическом плане должен быть отражен материал обязательного чтения и вопросы, которые обсуждались во время занятий. Экзамен предусматривает и ответы на дополнительные вопросы, рассмотренные в ходе курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.25 * Семинарская активность + 0.5 * Экзамен + 0.25 * аналитическая разработка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад, Бицилли, П. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Боговидение : пер. с фр., Лосский В.Н., 2003
  • Феодальное общество : пер. с фр., Блок М., 2003

Авторы

  • Дмитриев Михаил Владимирович
  • Молотов Кирилл Игоревич