2025/2026
Корпоративная социальная политика
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гоголева Анна Сергеевна
Язык:
русский
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина посвящена политике бизнес организаций в области социального развития, которое в большой степени служит основой для выстраивания взаимодействия с государством и обществом. Основной акцент будет сделан на социологическом анализе внеэкономических мотивов управленческих решений, которые ориентированы не на критерии дохода или прибыли и другие экономические измерения, а в центре которых лежат социокультурная и не правовая стороны взаимодействий в бизнесе. К корпоративной социальной политике относятся, прежде всего, социальные программы, нацененные на собственных сотрудников: повышение качества их трудовой жизни, обеспечение льгот и социальных гарантий, повышение благополучия сотрудников и их семей, обеспечение равенства прав и возможностей, реализация социального партнерства, программы волонтерства и социальной помощи и пр. Особое значение в курсе будет уделено целям и ожидаемым результатам социальным программ и тем показателям, которые используются компаниями в оценке качества своей деятельности в данной области. Помимо этого, будет рассмотрен опыт множества управленческих воздействий и программ, нашедших применение в современных российских компаниях. Помимо социальных программ для собственных сотрудников, компании также реализуют проекты социального развития для более широкого круга лиц и партнеров. Это участие в государственных программах в области здравоохранения, развития территорий, образования и развития человеческого капитала и пр. Это благотворительность, спонсорство и социальная поддержка отдельных слоев населения, некоммерческих и общественных организаций, отдельных событий и инициатив со стороны компаний и их сотрудников. Во многом эта работа лежит в сфере корпоративной ответственности бизнеса по отношению к обществу, региону, окружающей среде. Здесь основными становятся понятия легитимности и открытости, которые определяют внешний имидж, репутацию бизнеса в политической и социокультурной среде. Практики корпоративной социальной ответственности также будут представлены как рамка выстраивания коммуникаций с заинтересованными сторонами, и прежде всего государством. В этом отношении будут рассмотрены не столько теоретические подходы, сколько практика социальной ответственности в российском бизнесе и слушатели получат опыт полноценного социологического изучения реалий и практик в данном контексте.