• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Управление затратами и ценообразование в ритейле

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина имеет важное прикладное значение и интегрирует знания, полученные из курсов «Финансовый менеджмент: финансовый анализ и новые бизнес-модели» и «Маркетинг-менеджмент в ритейле». Студенты осваивают практические инструменты управления затратами и ценообразования. В частности, изучают процесс планирования, бюджетирования, контроля и оптимизации расходов ритейлеров на операционную деятельность. Это включает в себя управление затратами на закупку товаров, аренду помещений, оплату труда персонала, рекламу и маркетинг, технологические инвестиции и другие расходы. В курсе изучается как теория, так и практика ценообразования (маржинальное, конкурентное, динамическое). Студенты под управлением лидера курса определяют оптимальный уровень цен на товары. Сравнивают изменение цен под действием различных факторов: затрат на собственное производство или закупку товаров, конкурентной ситуации на рынке, баланса спроса и предложения, применяемых маркетинговых стратегий и т.д. Целью дисциплины является определение оптимального уровня цен, который позволит ритейлеру получать достаточную прибыль и одновременно оставаться конкурентоспособным на рынке. Задачей дисциплины освоение способов минимизации издержек и максимизации прибыли ритейлера, без снижения уровня качества сервиса и ассортимента товаров, а также учитывая показатели удовлетворенности гостей торговой сети.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системного представления об основных проблемах управления ценами в ритейле и инструментах решения этих проблем.
  • Формирование системного представления об основных проблемах управления ценами в рителей и инструментах решения этих пероблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет этапы разработки ценовой стратегии.
  • Объясняет отражение целей фирмы в политике ценообразования.
  • Объясняет смысл затратного ценообразование.
  • Объясняет смысл концепции спроса.
  • Описывает методы затратного ценообразования.
  • Описывает особенности формирования цен в ритейле.
  • Описывает роль влияния ценовой конкуренции на процесс обоснования цен.
  • Определяет понятие экономической ценности.
  • Проводит анализ условий безубыточности.
  • Раскрывает возможности применения теории игр в ценообразовании.
  • Раскрывает содержание базовых стратегий ценообразования.
  • Раскрывает содержание различных факторов восприятия розничных цен.
  • Раскрывает содержание разных видов издержек.
  • Рассчитывает абсолютный и относительный выигрыш от продаж.
  • Рассчитывает экономическую ценность.
  • оценивает экономическую эффективность скидок и инвестиций в цены
  • анализирует ценовую эластичность товаров на основании кривой спроса
  • анализирует рынок с помощью различных методов сбора данных о ценах конкурентов, вычисляет ценовой индекс
  • формирует ценовые правила и ограничения для ориентированного на конкурентов ценообразования
  • формирует ассортиментное предложение по ценовым сегментам исходя из воспринимаемой потребителем ценности
  • определяет ценовые сегменты ассортиментной матрицы категории используя закон Вебера-Фехнера
  • учитывает сегментацию клиентов при построении ценовой политики с целью максимизации валового дохода от продаж
  • понимать психологические механизмы, определяющие восприятие цены и принятие решения о покупке.
  • владеть инструментами дизайна цены и её представления в маркетинговых коммуникациях
  • формирует организационную структуру управления ценами в соответствии с форматом и бизнес целями организации
  • анализирует рынок программных продуктов в области управления ценообразования
  • владеет инструментами дизайна цены и её представления в маркетинговых коммуникациях
  • понимает психологические механизмы, определяющие восприятие цены и принятие решения о покупке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ценообразование в бизнес модели торгового предприятия
  • Экономические аспекты ценообразования
  • Анализ рынка и конкурентов
  • Ценовая дифференциация
  • Психология и маркетинговая коммуникация цен
  • Организация и инструменты управления ценообразованием
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в форме теста 90 мин.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание (эссе)
    3-4 тыс. слов (письменный разбор кейса)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание (эссе) + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Признания мастера ценообразования : как цена влияет на прибыль, выручку, долю рынка, объем продаж и выживание компании, Симон, Г., 2017
  • Управление ценами в ритейле : современные подходы и методы. Решение конкретных практических задач, Липсиц, И. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nagle, T. T., & Müller, G. (2018). The Strategy and Tactics of Pricing : A Guide to Growing More Profitably (Vol. Sixth edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639137
  • Retailing для русскоговорящих : управление предприятием розничной торговли, Тверской, М., 2022
  • Revenue management : a practical pricing perspective, , 2011
  • Ronald Huefner. (2015). Revenue Management : A Path to Increased Profits, Second Edition: Vol. Second edition. Business Expert Press.
  • The strategy and tactics of pricing : a guide to profitable decision making, Nagle, T. T., 1995

Авторы

  • Тихомиров Владислав Сергеевич