2025/2026





Управление затратами и ценообразование в ритейле
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина имеет важное прикладное значение и интегрирует знания, полученные из курсов «Финансовый менеджмент: финансовый анализ и новые бизнес-модели» и «Маркетинг-менеджмент в ритейле». Студенты осваивают практические инструменты управления затратами и ценообразования. В частности, изучают процесс планирования, бюджетирования, контроля и оптимизации расходов ритейлеров на операционную деятельность. Это включает в себя управление затратами на закупку товаров, аренду помещений, оплату труда персонала, рекламу и маркетинг, технологические инвестиции и другие расходы. В курсе изучается как теория, так и практика ценообразования (маржинальное, конкурентное, динамическое). Студенты под управлением лидера курса определяют оптимальный уровень цен на товары. Сравнивают изменение цен под действием различных факторов: затрат на собственное производство или закупку товаров, конкурентной ситуации на рынке, баланса спроса и предложения, применяемых маркетинговых стратегий и т.д. Целью дисциплины является определение оптимального уровня цен, который позволит ритейлеру получать достаточную прибыль и одновременно оставаться конкурентоспособным на рынке. Задачей дисциплины освоение способов минимизации издержек и максимизации прибыли ритейлера, без снижения уровня качества сервиса и ассортимента товаров, а также учитывая показатели удовлетворенности гостей торговой сети.
Цель освоения дисциплины
- Формирование системного представления об основных проблемах управления ценами в ритейле и инструментах решения этих проблем.
- Формирование системного представления об основных проблемах управления ценами в рителей и инструментах решения этих пероблем.
Планируемые результаты обучения
- анализирует финансовый отчет о прибылях и убытках торгового предприятия и структуру затрат, выявляет ценовые факторы влияющие на маржинальность и затраты
- рассчитывает себестоимость товаров для целей ценообразования с учетом различных факторов (канал продаж, тип цены)
- оценивает экономическую эффективность скидок и инвестиций в цены
- анализирует ценовую эластичность товаров на основании кривой спроса
- анализирует рынок с помощью различных методов сбора данных о ценах конкурентов, вычисляет ценовой индекс
- формирует ценовые правила и ограничения для ориентированного на конкурентов ценообразования
- формирует ассортиментное предложение по ценовым сегментам исходя из воспринимаемой потребителем ценности
- определяет ценовые сегменты ассортиментной матрицы категории используя закон Вебера-Фехнера
- учитывает сегментацию клиентов при построении ценовой политики с целью максимизации валового дохода от продаж
- понимать психологические механизмы, определяющие восприятие цены и принятие решения о покупке.
- владеть инструментами дизайна цены и её представления в маркетинговых коммуникациях
- формирует организационную структуру управления ценами в соответствии с форматом и бизнес целями организации
- анализирует рынок программных продуктов в области управления ценообразования
- владеет инструментами дизайна цены и её представления в маркетинговых коммуникациях
- понимает психологические механизмы, определяющие восприятие цены и принятие решения о покупке.
Содержание учебной дисциплины
- Ценообразование в бизнес модели торгового предприятия
- Экономические аспекты ценообразования
- Анализ рынка и конкурентов
- Ценовая дифференциация
- Психология и маркетинговая коммуникация цен
- Организация и инструменты управления ценообразованием
Элементы контроля
- ЭкзаменПисьменный экзамен в форме теста 90 мин.
- Активность на занятиях
- Домашнее задание (эссе)3-4 тыс. слов (письменный разбор кейса)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание (эссе) + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Признания мастера ценообразования : как цена влияет на прибыль, выручку, долю рынка, объем продаж и выживание компании, Симон, Г., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Nagle, T. T., & Müller, G. (2018). The Strategy and Tactics of Pricing : A Guide to Growing More Profitably (Vol. Sixth edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639137
- Retailing для русскоговорящих : управление предприятием розничной торговли, Тверской, М., 2022
- Revenue management : a practical pricing perspective, , 2011
- Ronald Huefner. (2015). Revenue Management : A Path to Increased Profits, Second Edition: Vol. Second edition. Business Expert Press.
- The strategy and tactics of pricing : a guide to profitable decision making, Nagle, T. T., 1995