• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Биофикшен в литературе, кино и медиа

Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению гибридных жанров повествования, в частности, биофикшена. Под данным термином мы понимаем текст, где реальное переплетается с вымышленным, а художественное с документальным. Это могут быть рассказы и повести на биографической основе, романы, выстроенные как биографии, но с вымышленными персонажами. В этом жанре перед автором не стоит задача достоверно воспроизвести жизнь героя такой, какой она была на самом деле. Скорее, автор привлекает документальный материал как основу для новой истории, зачастую далекой от «подлинной». В мировой литературе биофикшн как ответвление от автофикшена развивается с 1990-х годов. Однако сейчас жанр все активнее проникает в современную кино- и медиаиндустрии. Байопики («Элвис», «Богемская рапсодия»), сериалы, создатели которых экранизируют собственный («Олененок» от Netflix) и чужой («Великая» от Hulu; «Корона» от Netflix) жизненный опыт, журналистские интервью и блоги в социальных сетях – подобные проекты, переосмысляющие грань между фактом и вымыслом, историческим нарративом и личным авторским видением, будут становиться все более востребованными. На курсе мы научимся не только понимать этот жанр, но и самим создавать истории на стыке художественного и документального.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о развитии гибридных жанров повествования в литературе, кино и медиа.
  • Развить умение анализировать литературные и медиапроекты через призму биофикшна как нарративной стратегии.
  • Получить навыки самостоятельного создания медиапроектов на стыке документального и художественного.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет ключевые этапы развития биографии и автобиографии как жанров
  • Отличает основные особенности гибридных жанров повествования
  • Сравнивает стратегии фикционализации в литературе, кино и медиа
  • Выявляет механизмы переработки индивидуального и коллективного опыта в фикциональные нарративы
  • Работает с архивными материалами, эгодокументами, преобразовывает документальный материал в художественный текст
  • Оценивает этические и юридические аспекты работы с историческим и биографическим материалом
  • Разрабатывает и презентует концепции медиапроектов на стыке документального и художественного
  • Аргументирует выбор героя, медиума и степени фикционализации в собственных проектах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • (Авто)биография: эволюция жанра
  • Вымысел и факт
  • (Авто)герой
  • «Вживание» в чужую историю: текстовые стратегии современности
  • Герои: «большие» и «маленькие»
  • Свидетельство
  • Травма
  • Этика
  • Моя/чужая жизнь: защита итогового проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Заявка на итоговый проект
  • неблокирующий Презентация итогового проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Заявка на итоговый проект + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Презентация итогового проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Постдок-2: игровое/неигровое, Абдуллаева, З. К., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Плутарх и античная биография : к вопросу о месте классика жанра в истории жанра, Аверинцев, С. С., 1973

Авторы

  • Левенец Анастасия Александровна
  • Уваров Федор Максимович
  • Назарова Дарья Алексеевна