• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Критическое мышление и решение проблем

Язык: русский
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа и оценки событий и информации, интерпретации явлений, а также для последующего составления объективных выводов. Другими словами, это умение не принимать на веру все подряд, подвергать любую информацию осмыслению и делать правильные выводы. Критическое мышление — это нечто большее, чем просто глубокое размышление; речь идет о мышлении активном, систематическом и вдумчивом. Это способность анализировать информацию, оценивать аргументы и выносить обоснованные суждения. На этом курсе студенты научатся подвергать сомнению предположения, бросать вызов своим собственным убеждениям и подходить к проблемам с интеллектуальным любопытством. Критическое мышление является краеугольным камнем принятия обоснованных решений, эффективной коммуникации и обучения на протяжении всей жизни. Курс призван дать студентам когнитивные инструменты и аналитические способности, необходимые для успешного применения в различных личных и профессиональных сферах. Одна из основных задач раздела дисциплины «Критическое мышление» состоит в формировании у слушателей практических навыков и умений в области анализа информации и принятия решений, используя пространство дедуктивной и индуктивной логики, интерпретацию и осмысление получаемой информации. Курс также предусматривает активное изучение разнообразных техник принятия решений, приемов работы с информацией, методик подготовки и проведения эффективных публичных выступлений, построения аргументации и структурирования доводов. Как должно выглядеть наилучшее решение в условиях неопределенности и как избежать и ошибок при принятии решений? Как правильно интерпретировать события и факты и избегать стереотипов мышления на основе системного подхода? Эти и многие другие вопросы возникают сегодня у всех представителей бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение критического мышления имеет первостепенное значение из-за его всепроникающего влияния практически на каждый аспект профессиональной деятельности. Этот навык наделяет учащихся гибкостью ума и аналитическими способностями, необходимыми для того, чтобы ориентироваться во все более сложном и управляемом информацией мире. Критическое мышление — это разумное и рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, что делать или во что верить. Хороший критический мыслитель обладает способностью тщательно находить и исследовать информацию, понимать и оценивать аргументы и доказательства, а также использовать их для вынесения обоснованного суждения. Основная цель курса - развить способность студентов стать хорошими критическими мыслителями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Улучшенные навыки критического мышления: Учащиеся разовьют повышенную способность критически анализировать информацию, оценивать аргументы и выявлять логические ошибки. Они научатся подходить к проблемам и решениям с более проницательным и аналитическим складом ума.
  • Повышение уровня владения навыками решения проблем: Цель курса – представить студентам набор методов и стратегий решения проблем, получение практических знаний по анализу сложных проблем, выявлению первопричин и по разработке эффективных решений.
  • Повышение информационной грамотности: учащиеся получат практические навыки по определению заслуживающих доверия источников и исключению ненадежных. Они научатся оценивать доказательства, распознавать предвзятость и выносить обоснованные суждения при получении информации в различных контекстах.
  • Улучшенные коммуникативные навыки: Критическое мышление и умение решать проблемы тесно связаны с эффективным общением. Учащиеся улучшат свою способность четко формулировать свои мысли, приводить убедительные аргументы и вступать в содержательные дискуссии с другими.
  • Инновации и креативность: Курс развивает креативность, поощряя студентов искать нестандартные решения, мыслить без предвзятостей и шаблонов, подходить к проблемам учитывая разные точки зрения. Курс направлен также на развитие способности генерировать инновационные идеи.
  • Адаптивность и обучение на протяжении всей жизни: Курс содействует развитию мышления, ориентированного на адаптивность и непрерывное обучение. Студенты будут лучше подготовлены к процветанию в быстро меняющемся мире, адаптируясь к новой информации, к технологиям и вызовам.
  • Улучшение процесса принятия решений в повседневной жизни: курс позволит студентам принимать более обоснованные и рациональные решения в своей личной жизни, от финансовых решений до решений, связанных со здоровьем
  • Повышенная уверенность: По мере того, как учащиеся приобретают больше знаний и опыта в области критического мышления и решения проблем, они обретают уверенность в своей способности решать сложные задачи, принимать решения и ориентироваться в сложных ситуациях.
  • Подготовка к профессиональным ролям: Эти навыки жизненно необходимы в работе руководителей в бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях и других секторах экономики. Курс готовит студентов к тому, чтобы они стали эффективными лидерами, способными решать сложные проблемы и принимать стратегически верные решения.
  • Принятие этических решений: Учащиеся получат более глубокое понимание этических дилемм и способность принимать морально обоснованные решения. Они научатся учитывать более широкие последствия своего выбора для общества, заинтересованных сторон и своих собственных ценностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в критическое мышление
  • Основы логики и аргументации
  • Анализ и оценка информации
  • Процесс принятия решений
  • Решение проблем и поиск решений
  • Барьеры и когнитивные искажения
  • Этика и моральные аспекты
  • Креативное мышление
  • Применение в профессиональной сфере
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный контроль- Активность на лекциях и семинарах. Коэффициент: 0.200
    Активное участие в дискуссии, ответы на вопросы и участие в онлайн тестах в ходе лекций. Участие в дискуссии и вопросы представителям компаний, которые выступают во время обучения с лекциями перед студентами. - Правила пересдачи: Пересдача: возможна только при наличии уважительной причины и согласовании со стороны учебного отдела. Формат пересдачи: исследовательская работа по тематике пропущенного семинара. Тема работы - по согласованию с преподавателем семинаров - Критерии оценивания: Активность на семинарах- За каждый семинар студент получает 0-3 баллов за решение задачи и активное участие в обсуждениях учебных заданий. Шкала оценивания: 0- отсутствовал на семинаре; 1 - присутствовал, но не принимал участия в работе группы; 2 - систематически участвовал в работе (выполнял задания, задавал вопросы, участвовал в обсуждениях, продемонстрировал понимание темы данного семинарского занятия, владение лекционным и дополнительным материалом по теме семинара); 3 - инициативно участвовал в работе (выполнял задания, задавал содержательные вопросы, участвовал в обсуждениях, продемонстрировал понимание темы данного семинарского занятия, владение лекционным и дополнительным материалом по теме семинара); Итоговая оценка за активность на семинарах формируется кумулятивно из набранных за все семинары балkов и переводится в стандартную оценку 10-балльной шкалы по нормировочной таблице. Пересдача: возможна только при наличии уважительной причины, по согласовании учебным отделом. Формат пересдачи: исследовательская работа по тематике пропущенного семинара. Тема работы - по согласованию с преподавателем семинаров. Активность на лекциях За каждый семинар студент получает 0-2 баллов за активное участие в обсуждениях тем представляемых на лекциях. Шкала оценивания: 0 - отсутствовал на лекции; 1 - присутствовал, но не принимал участия ; 2 –активно участвовал, делал ценные и содержательные комментарии (инициативно отвечал на вопросы, выполнял задания, задавал вопросы, предлагал примеры и комментарии);
  • неблокирующий Исследовательская работа (эссе). Коэффициент: 0.200
    Исследовательская работа (эссе) представляет собой оценку выставленную преподавателем или ассистентом курса по 10-балльной шкале. Исследовательская работа выполняется каждым студентом индивидуально и самостоятельно, согласно рекомендациям, публикуемым для сведения студентов на диске курса. Цель эссе состоит в анализе одного из когнитивных искажений с которыми студент сталкивался в бизнесе и личной жизни. Эссе включает в себя описание данного когнитивного искажения, как данное когнитивное искажение повлияло на события в жизни.
  • неблокирующий Групповой проект
    Работа в минигруппах на семинарах по заданной тематике
  • неблокирующий Экзамен. Коэффициент 0.600
    Является экзаменом. Курс не предусматривает освобождения студентов от экзамена. Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Экзамен проводится в компьютерных классах НИУ ВШЭ. Продолжительность экзамена - 60 мин. По ссылке на проведение экзамена необходимо подключиться до его начала. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десяти балльной шкале). В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о повторной сдаче экзамена. Показ и обсуждение результатов экзаменационного теста не предусмотрен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * Исследовательская работа (эссе). Коэффициент: 0.200 + 0.2 * Промежуточный контроль- Активность на лекциях и семинарах. Коэффициент: 0.200 + 0.6 * Экзамен. Коэффициент 0.600
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 18809 - Думай медленно... решай быстро (краткое изложение) - Д. Канеман - Альпина.Академия - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809 - Alpina
  • Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение : пер. с англ., Чатфилд, Т., 2019
  • Непряхин, Н. Ю. Анатомия заблуждений: большая книга по критическому мышлению / Н. Ю. Непряхин. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. - 578 с. - ISBN 978-5-9614-3144-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1220201
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 25105 - Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни - М. Ермакова; Н. Непряхин; Н.Непряхин; Р. Александров; Т.Пащенко - Альпина.Дети - 9785961483482 - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/25105 - Alpina
  • Гни свою линию : приемы эффективной коммуникации, Непряхин, Н. Ю., 2022

Авторы

  • Тимаков Валентин Витальевич