2025/2026





Русский язык как иностранный: особенности коммуникации в учебно-научной сфере
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент русского языка как иностранного
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Леонтьева Анна Леонидовна
Язык:
русский
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Этот курс для иностранных студентов, обучающихся на русскоязычных программах и владеющих русским языком на уровне не ниже B1 (ТРКИ-1). Здесь можно научиться писать конспект лекции, реферат прочитанного текста и, главное, квалификационную работу и научную статью, используя аутентичные русские конструкции.
Цель освоения дисциплины
- На курсе мы будем заниматься устной и письменной научной речью: будем слушать, писать и читать тексты по вашей специальности.
- Этот курс для тех, кто владеет русским языком на уровне не ниже ТРКИ-1 (B-1, upper-intermediate).
- По окончании курса вы будете лучше понимать устную и письменную русскую научную речь: выделять главные идеи, гипотезы, примеры, доказательства, выводы и обобщения - и сами будете писать и произносить научные тексты, используя аутентичные конструкции, принятые в русской академической среде.
Планируемые результаты обучения
- Студенты воспроизводят и могут использовать принятые в русской традиции стратегии сокращения материала на письме, узнают и адекватно интерпретируют сокращенные записи знакомых слов. Воспроизводят и интерпретируют дискурсивные маркеры, вводящие: а) главную идею, б) гипотезу, в) доказательства гипотезы, г) иллюстративный материал, д) вывод, обобщение и др. В устном тексте по специальности верно интерпретируют перечисленные выше смысловые блоки.
- Студенты воспроизводят, интерпретируют и используют в речи клише, необходимые для написания: заявки на конференцию, статьи, квалификационной работы.
- Студенты воспроизводят, интерпретируют конструкции-клише, выражающие а) мнение, б) согласие, в) несогласие, г) сомнение и др. Используют эти конструкции собственной речи во время дискуссии, доклада и т. п.
- Студенты узнают и верно интерпретируют в письменных текстах дискурсивные маркеры, вводящие: а) основную идею, б) гипотезу, в) мнение автора, г) доказательство, д) иллюстративный материал, е) вывод, ж) перифраз и др. Студенты способны написать реферат-резюме, сравнительный реферат, оценочный реферат прочитанного, используя характерные для русской академической традиции клише.
- Студент распознает в тексте аутентичные академические конструкции
- Студент грамотно использует в собственной речи аутентичные академические конструкции
Содержание учебной дисциплины
- Как работать с текстами по специальности - учебными и научными?
- Как вести себя на семинаре, во время научной дискуссии, устного публичного выступления?
- Как провести научное исследование и письменно представить его результаты?
- Как использовать аутентичные конструкции в академическом тексте ?
Элементы контроля
- Домашние задания после каждого занятияНебольшие эссе или тестовые задания, направленные на отработку материала, обсуждавшегося на занятии.
- Большое домашнее задание (обзор литературы)Фрагмент курсовой работы - обзор литературы, обоснование научной новизны исследования.
- Участие в учебной конференции (в формате защиты КР)На последнем занятии курса студенты могут выступить на конференции в качестве докладчика или рецензента, а также участвовать в дискуссии по каждому из представленных докладов.
- Экзамен (лексико-грамматически тест)Лексико-грамматический тест по пройденному материалу
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Большое домашнее задание (обзор литературы) + 0.15 * Домашние задания после каждого занятия + 0.15 * Домашние задания после каждого занятия + 0.2 * Участие в учебной конференции (в формате защиты КР) + 0.4 * Экзамен (лексико-грамматически тест)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нестерова, О. А. Востоковедение. Академическое письмо : учебное пособие для академического бакалавриата / О. А. Нестерова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06901-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442086 (дата обращения: 28.08.2023).