2025/2026





Качественные методы в коммуникациях
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Сбор и анализ качественных данных в рекламе и PR" нацелен на формирование у студентов методологических компетенций, необходимых для проведения качественных исследований в области коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов компетенций, связанных с проведением качественных исследований в области коммуникаций
Планируемые результаты обучения
- описывает основные принципы и задачи качественного исследования
- разрабатывает гайд глубинного интервью, проводит интервью
- использует процедуру индуктивного кодирования текста
- готовит отчет с выводами по результатам индуктивного кодирования текста
- реализует анализ онлайн-сообществ
- реализует семиотический анализ медиатекстов
- проводит дискурс-анализ сообщений
- проводит фрейм-анализ сообщений
- описывает принципы выбора метода сбора качественных данных и процедуры сбора качественных данных
- проводит дневниковое исследование
- описывает прикладное значение теоретических концептов в качественном исследовании
Содержание учебной дисциплины
- Роль качественных методов в исследованиях коммуникаций
- Фокус-группа и индивидуальное интервью как методы сбора качественных данных
- Общие принципы анализа текста в качественном исследовании
- Теоретические основания качественного исследования, их прикладное значение
- Этнографические исследования в области коммуникации
- Семиотические исследования в коммуникациях
- Дискурс-анализ в коммуникационных исследованиях
- Фрейм-анализ в исследованиях коммуникации
Элементы контроля
- контрольная работа 1Контрольная работа 1 состоит из закрытых и открытых вопросов по материалам первого модуля
- контрольная работа2Контрольная работа 2 включает открытые и закрытые вопросы по материалам 2 модуля
- активность на семинареАктивность на семинаре включает участие в групповых дискуссиях и выполнение специальных заданий
- Практические заданияПрактические задания для работы на семинарских занятиях. Задания могут требовать предварительной домашней подготовки.
- индивидуальное домашнее заданиеНеобходимо сформулировать цель и задачи исследования, разработать гайд индивидуального интервью, провести интервью (минимум - 2), расшифровать аудиозаписи, провести кодирование текста, представить результаты исследования в виде таблице с категориями, кодами и фрагментами данных, а также написать текст, содержащий основные выводы по результатам исследования. Выполняется в первом модуле
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Практические задания + 0.2 * активность на семинаре + 0.25 * индивидуальное домашнее задание + 0.15 * контрольная работа 1 + 0.15 * контрольная работа2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Белановский, С. А. Глубокое интервью и фокус-группы : учеб.-метод. пособие / С.А. Белановский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 377 с. - ISBN 978-5-16-108036-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044404
- Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A
- Мельникова, Н. Е. Качественные методы в социологии : учебное пособие / Н. Е. Мельникова. — 2-е изд. испр. и доп. — Дубна : Государственный университет «Дубна», 2020. — 167 с. — ISBN 978-5-89847-610-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196972 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Семиотика : курс лекций для магистрантов и аспирантов / Российский государственный гуманитарный университет, Институт лингвистики. — 2-е изд., эл. - 978-5-7281-2916-5 - Федорова Л. Л. - 2020 - Москва: Российский государственный гуманитарный университет - https://ibooks.ru/bookshelf/385205 - 385205 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
- Boellstorff, T. (2012). Ethnography and Virtual Worlds : A Handbook of Method. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=482161
- Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
- Dietram A. Scheufele, & David Tewksbury. (n.d.). ORIGINAL ARTICLE Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models. Http://Www.Facoltaspes.Unimi.It/Files/_ITA_/COM/3-Framing-AgendaSetting.Pdf.
- Dilemma Qualitative Method
- Entman, R. M. (2004). Projections of Power : Framing News, Public Opinion, and U.S. Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=298799
- Hall, S. (2012). This Means This, This Means That : A User’s Guide to Semiotics (Vol. 2nd ed). London: Laurence King Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926138
- Hammersley, M., & Atkinson, P. (2019). Ethnography : Principles in Practice (Vol. Fourth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2102503
- Helland, K. I. (2015). Multilingualism, Identity, and Ideology in Popular Culture Texts: A Multimodal Critical Discourse Analysis.
- Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
- Kress, G. R. (2009). Multimodality : A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=301173
- Markham, A. (2017). Ethnography in the Digital Internet Era:from fields to flows, descriptions to interventions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1F1D750
- Rashid, B. N. (2020). A Discourse Analysis of Advertisements: A Critical Insight using Fairclough’s three Dimensions. Talent Development & Excellence, 12, 1742–1762.
- Robert M. Entman. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28A41BC
- Teun A. Van Dijk. (2001). Principles of Critical Discourse Analysis.
- Tony E. Adams, Stacy Holman Jones, & Carolyn Ellis. (2015). Autoethnography. Oxford University Press.
- Underberg, N. M., & Zorn, E. (2013). Digital Ethnography : Anthropology, Narrative, and New Media (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548651
- Waring, H. Z. (2018). Discourse Analysis : The Questions Discourse Analysts Ask and How They Answer Them. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1585455
- Wodak, R., & Krzyżanowski, M. (2008). Qualitative Discourse Analysis in the Social Sciences. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523136
- YERLIKAYA, T. (2019). Critical Discourse Analaysis and Social Media: New Apporoaches in Critical Discourse Analysis Studies. Igdir University Journal of Social Sciences, 18, 193–209.