• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Качественные методы в коммуникациях

Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Сбор и анализ качественных данных в рекламе и PR" нацелен на формирование у студентов методологических компетенций, необходимых для проведения качественных исследований в области коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов компетенций, связанных с проведением качественных исследований в области коммуникаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • описывает основные принципы и задачи качественного исследования
  • разрабатывает гайд глубинного интервью, проводит интервью
  • использует процедуру индуктивного кодирования текста
  • готовит отчет с выводами по результатам индуктивного кодирования текста
  • реализует анализ онлайн-сообществ
  • реализует семиотический анализ медиатекстов
  • проводит дискурс-анализ сообщений
  • проводит фрейм-анализ сообщений
  • описывает принципы выбора метода сбора качественных данных и процедуры сбора качественных данных
  • проводит дневниковое исследование
  • описывает прикладное значение теоретических концептов в качественном исследовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль качественных методов в исследованиях коммуникаций
  • Фокус-группа и индивидуальное интервью как методы сбора качественных данных
  • Общие принципы анализа текста в качественном исследовании
  • Теоретические основания качественного исследования, их прикладное значение
  • Этнографические исследования в области коммуникации
  • Семиотические исследования в коммуникациях
  • Дискурс-анализ в коммуникационных исследованиях
  • Фрейм-анализ в исследованиях коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
    Контрольная работа 1 состоит из закрытых и открытых вопросов по материалам первого модуля
  • неблокирующий контрольная работа2
    Контрольная работа 2 включает открытые и закрытые вопросы по материалам 2 модуля
  • неблокирующий активность на семинаре
    Активность на семинаре включает участие в групповых дискуссиях и выполнение специальных заданий
  • неблокирующий Практические задания
    Практические задания для работы на семинарских занятиях. Задания могут требовать предварительной домашней подготовки.
  • неблокирующий индивидуальное домашнее задание
    Необходимо сформулировать цель и задачи исследования, разработать гайд индивидуального интервью, провести интервью (минимум - 2), расшифровать аудиозаписи, провести кодирование текста, представить результаты исследования в виде таблице с категориями, кодами и фрагментами данных, а также написать текст, содержащий основные выводы по результатам исследования. Выполняется в первом модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Практические задания + 0.2 * активность на семинаре + 0.25 * индивидуальное домашнее задание + 0.15 * контрольная работа 1 + 0.15 * контрольная работа2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Белановский, С. А. Глубокое интервью и фокус-группы : учеб.-метод. пособие / С.А. Белановский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 377 с. - ISBN 978-5-16-108036-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044404
  • Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A
  • Мельникова, Н. Е. Качественные методы в социологии : учебное пособие / Н. Е. Мельникова. — 2-е изд. испр. и доп. — Дубна : Государственный университет «Дубна», 2020. — 167 с. — ISBN 978-5-89847-610-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196972 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Семиотика : курс лекций для магистрантов и аспирантов / Российский государственный гуманитарный университет, Институт лингвистики. — 2-е изд., эл. - 978-5-7281-2916-5 - Федорова Л. Л. - 2020 - Москва: Российский государственный гуманитарный университет - https://ibooks.ru/bookshelf/385205 - 385205 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Boellstorff, T. (2012). Ethnography and Virtual Worlds : A Handbook of Method. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=482161
  • Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
  • Dietram A. Scheufele, & David Tewksbury. (n.d.). ORIGINAL ARTICLE Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models. Http://Www.Facoltaspes.Unimi.It/Files/_ITA_/COM/3-Framing-AgendaSetting.Pdf.
  • Dilemma Qualitative Method
  • Entman, R. M. (2004). Projections of Power : Framing News, Public Opinion, and U.S. Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=298799
  • Hall, S. (2012). This Means This, This Means That : A User’s Guide to Semiotics (Vol. 2nd ed). London: Laurence King Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926138
  • Hammersley, M., & Atkinson, P. (2019). Ethnography : Principles in Practice (Vol. Fourth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2102503
  • Helland, K. I. (2015). Multilingualism, Identity, and Ideology in Popular Culture Texts: A Multimodal Critical Discourse Analysis.
  • Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
  • Kress, G. R. (2009). Multimodality : A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=301173
  • Markham, A. (2017). Ethnography in the Digital Internet Era:from fields to flows, descriptions to interventions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1F1D750
  • Rashid, B. N. (2020). A Discourse Analysis of Advertisements: A Critical Insight using Fairclough’s three Dimensions. Talent Development & Excellence, 12, 1742–1762.
  • Robert M. Entman. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28A41BC
  • Teun A. Van Dijk. (2001). Principles of Critical Discourse Analysis.
  • Tony E. Adams, Stacy Holman Jones, & Carolyn Ellis. (2015). Autoethnography. Oxford University Press.
  • Underberg, N. M., & Zorn, E. (2013). Digital Ethnography : Anthropology, Narrative, and New Media (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548651
  • Waring, H. Z. (2018). Discourse Analysis : The Questions Discourse Analysts Ask and How They Answer Them. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1585455
  • Wodak, R., & Krzyżanowski, M. (2008). Qualitative Discourse Analysis in the Social Sciences. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523136
  • YERLIKAYA, T. (2019). Critical Discourse Analaysis and Social Media: New Apporoaches in Critical Discourse Analysis Studies. Igdir University Journal of Social Sciences, 18, 193–209.

Авторы

  • Грязева Лариса Евгеньевна
  • Пронкина Елена Сергеевна
  • Добромыслова Ксения Олеговна