• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Антикризисные коммуникации

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Пескова Ольга Юрьевна
Язык: русский
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются формирование целостного представления о современных технологиях, применяемых в российской и международной практике Public Relations в кризисных ситуациях, изучение тенденций развития технологий кризисного PR, освоение эффективного PR-инструментария для продвижения интересов политических, корпоративных и потребительских брендов в условиях коммуникационного кризиса. В результате освоения курса "Антикризисные коммуникации" студенты получат теоретические и методологические основы моделирования антикризисных коммуникационных кампаний в различных сферах политической, экономической и социальной деятельности. Научатся применять полученные базовые знания на практике: анализировать риски, разрабатывать антикризисную PR-стратегию и оценивать различные сценарии реагирования. Получат объемное представление об управлении репутацией в кризисе, а также методах манипулирования общественным восприятием, инструментах пропаганды и информационного поведения в конфликте. Курс построен на анализе классических и современных российских и зарубежных кейсов в рамках семинаров и решении кейсов в ходе самостоятельной работы. В результате освоения программы студенты самостоятельно разрабатывают программу антикризисной кампании, четко формулируют стратегические цели, план действий, контент и оценивают результаты PR-деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание сути и роли антикризисных коммуникаций в управлении репутацией компании, бренда, персоны, организации.
  • Развитие стратегического мышления, навыков всестороннего анализа кризисной ситуации и прогнозирования ее развития.
  • Получение представления о лучших теориях, концепциях, примерах и кейсах из российской и мировой практики.
  • Расширение инструментария внешних и внутренних коммуникаций с ключевыми стейкхолдерами.
  • Подготовка к управлению кризисами различной природы и в самых различных сферах: государство, бизнес и общество.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать принципы разработки концепции коммуникационной кампании, определять цели кампании, ключевых стейкхолдеров, инструменты, KPI
  • Уметь разрабатывать стратегии, зная ее структуру, проводить SWOT-анализ и PESTEL, выбрать соответствующий метод оценки реализации стратегии
  • Понимать принципы классификации стейкхолдеров организации и их роль в преодолении кризисной ситуации
  • Уметь находить и обосновывать решения в нестандартных и кризисных ситуациях, несущих угрозу репутации и бренда
  • Уметь разрабатывать коммуникационную платформу для компании, бренда, в том числе в рамках антикризисной кампании
  • Владеть навыками комбинирования антикризисных стратагем для выхода из кризиса и смягчения его последствий
  • Знать как организовывать работу пресс-центра в кризисной ситуации, включая организационный, технический и содержательный аспект
  • Уметь составлять комплексный план антикризисных мероприятий и оценивать их эффективность по различным параметрам
  • Демонстрировать навыки работы в команде в процессе разработки стратегии и презентации конечных результатов
  • Обладать навыками экспертной оценки рисков, классификации и картирования рисков для репутации компании или бренда
  • Уметь разрабатывать стратегии, проводить SWOT-анализ, самостоятельно подбирать инструменты, каналы коммуникации, соответствующий метод оценки результатов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 3. РОЛЬ ЛИДЕРА В КРИЗИСНОМ РЕАГИРОВАНИИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Перечень вопросов для подготовки к пересдачи
    Пересдача проходит в период пересдач согласно установленному графику
  • неблокирующий Презентация
    Разработка антикризисной стратегии по выбранному кейсу, подготовка презентации в формат РРТ, защита в рамках семинара
  • неблокирующий Тесты
    10 тестов, связанных с темами лекций. Максимум 10 баллов за каждый тест.
  • неблокирующий Активность
    Активность на семинаре. Участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя, презентация результатов самостоятельной / групповой работы
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.25 * Активность + 0.25 * Презентация + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.25 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 22944 - Зачем пиарщику линейка? Советы по измерению коммуникаций - А. Максимова; Л.Глазова - Альпина ПРО - 9785907534179 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22944 - Alpina
  • Communication strategy. (2019). https://doi.org/10.5281/zenodo.2602688
  • Антикризисные коммуникации : учеб. пособие для вузов, Чумиков, А. Н., 2013
  • РОМАНОВ, Е. В., ДРОЗДОВА, Т. В., & РОМАНОВА, Е. В. (2018). SWOT-анализ: от стратегии организации к стратегии личностного роста. Perspectives of Science & Education, 36(6), 246–253. https://doi.org/10.32744/pse.2018.6.27
  • Связи с общественностью : теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов, Шомова, С. А., 2011
  • Чумиков А.Н. - Антикризисные коммуникации. Учебное пособие - 978-5-392-35284-5 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/44822 - 44822 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Disasters and the media : managing crisis communications, , 1999
  • Антихрупкость : как извлечь выгоду из хаоса, Талеб, Н. Н., 2016
  • Черный лебедь : под знаком непредсказуемости, Талеб, Н. Н., 2019

Авторы

  • Пескова Ольга Юрьевна
  • Добромыслова Ксения Олеговна