• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Основы методики преподавания русского языка как иностранного

Статус: Маго-лего
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Программа дисциплины «Основы методики преподавания русского языка как иностранного» предусматривает знакомство обучающихся с особенностями преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в разных условиях, в том числе в цифровой среде, с основами организации и функционирования русской языковой системы в аспекте преподавания РКИ, ключевыми проблемами межкультурной коммуникации. Полученные теоретические знания обучающиеся смогут применять для подготовки собственных методических разработок, которые могут быть использованы в практике преподавания РКИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями изучения дисциплины являются знакомство обучающихся с теоретическими основами изучения методики преподавания РКИ, формирование навыков использования различных методов и приемов работы в иностранной аудитории, развитие у обучающихся готовности продуктивно решать профессиональные задачи при преподавании РКИ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
  • владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
  • уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
  • уметь проанализировать видео-урок по плану
  • уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
  • Умеет отбирать в соответствии с целями урока задания, связанные со следующими видами речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Имеет навыки составления заданий
  • знать цели, принципы и содержание обучения ИЯ
  • знать психологические основы преподавания ИЯ и учитывать их в практической деятельности
  • учитывать требования нормативных документов в практической деятельности
  • уметь использовать разные способы семантизации лексики
  • уметь производить отбор фонетического/ лексического/ грамматического материала
  • владеть приемами индуктивного/ дедуктивного введения и отработки грамматического материала
  • уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного развитию фонетических/ грамматических/ лексических навыков
  • владеть приемами формирования и развития фонетических/ грамматических/ лексических навыков
  • уметь формировать и развивать умения чтения/ аудирования
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока, нацеленного на формирование/ развитие коммуникативных умений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальные вопросы методики преподавания РКИ
  • Обучение аспектам русского языка
  • Обучение видам речевой деятельности на русском языке
  • Особенности организации образовательного процесса по РКИ
  • Современные педагогические технологии преподавания РКИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль модуль 3
    Текущий контроль проводится в аудиторном формате и включает 2 элемента. Итоговая оценка составляет среднее арифметическое всех элементов текущего контроля. Итоговая оценка не округляется.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Данный элемент контроля оценивает использование студентом полученных теоретических знаний для решения различных профессиональных задач в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающихся в аудитории, в том числе с опорой на подготовленное домашнее задание.
  • неблокирующий Финальная работа
    Письменная работа представляет собой разработку плана урока по РКИ для аудитории заданного уровня владения русским языком.
  • неблокирующий Текущий контроль модуль 4
    Текущий контроль проводится в аудиторном формате и включает 2 элемента. Итоговая оценка составляет среднее арифметическое всех элементов текущего контроля. Итоговая оценка не округляется.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Данный элемент контроля представляет собой защиту обучающимся разработанного плана занятия по РКИ для заданной аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0,1*Аудиторная работа + 0,25*Текущий контроль модуль 3 + 0,25*Текущий контроль модуль 4 + 0,15*Итоговая письменная работа + 0,25*Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Баринова, Е. Б.  Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 135 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16747-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544935 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учеб. пособие для вузов, Щукин, А. Н., 2004
  • Практическая методика обучения русскому языку как иностранному : учеб. пособие для вузов, Крючкова, Л. С., 2014

Авторы

  • Соломонова Анастасия Александровна