• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Массовая визуальная культура Японии как объект научного исследования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирование навыков перевода и понимания текстов массовой визуальной культуры Японии. Курс предназначен для японистов, а атакже студентов других направлений со знанием японского языка. В рамках курса студенты осваивают специальную терминологию и визуальный язык массовой визуальной культуры Японии (комиксы и анимация). Знакомятся с теоретическими наработками японских и западноевропейских исследователей аниме и манги (Симидзу Исао, Нацумэ Фусаносукэ, Оцука Эйдзи, Адзума Хироки и др.). Также через формы массовой культуры, комикс-манга, студенты осваивают текст старинного мифологического свода "Кодзики".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть специальной терминологией массовой визуальной культуры Японии и уметь ее интерпретировать.
  • Уметь переводить и толковать академические тексты на японском или английском языках, посвященные массовой визуальной культуре Японии
  • Разбираться в различных подходах японских и западноевропейских ученых к анализу манги и аниме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладеть специальной терминологией массовой визуальной культуры Японии и уметь ее интерпретировать.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в manga и anime studies
  • 2. Эстетика кавайи
  • 3. Терминология и визуальный язык манги (мампу)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Коллоквиум + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davisson, Z. (2017). The Osamu Tezuka Story: A Life in Manga and Anime. World Literature Today, 91(2), 94–95. https://doi.org/10.7588/worllitetoda.91.2.0094
  • Gianni Simone. (2017). Tokyo Geek’s Guide : Manga, Anime, Gaming, Cosplay, Toys, Idols & More - The Ultimate Guide to Japan’s Otaku Culture. Tuttle Publishing.
  • Manga and representation of Japanese history, , 2013
  • Tanaka, Y. (2010). War and Peace in the Art of Tezuka Osamu: The humanism of his epic manga. Asia-Pacific Journal: Japan Focus, 38, 4.
  • Traditional monster imagery in manga, anime and Japanese cinema, Papp, Z., 2011
  • Волшебные миры Хаяо Миядзаки, Нейпир, С., 2020
  • Манга в Японии и России. Вып. 2: ., , 2018
  • Манга в Японии и России. Вып.1: Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса, , 2018
  • Манга Хокусая : боги и люди, Штейнер, Е. С., 2022
  • От "Акиры" до "Ходячего замка" : как японская анимация перевернула мировой кинематограф, Нейпир, С., 2022
  • Теория Каваии, Ёмота, И., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anime from Akira to Howl's Moving Castle: Experiencing Contemporary Japanese Animation, Napier, S., 2006
  • Graphic Japan : from woodblock and zen to manga and kawaii, Avella, N., 2004
  • Idols and celebrity in Japanese media culture, , 2012
  • Manga cultures and the female gaze, Hemmann, K., 2020
  • Power, N. O. (2009). God of comics : Osamu Tezuka and the creation of post World War II manga. University Press of Mississippi.
  • Манга Кацусика Хокусай, Иванова, И., 2021
  • Мир комиксов : протообразы, японская манга, кинокомикс, , 2020
  • Мир комиксов. Вып. 7: Изразцы, советский комикс, сёдзё-манга, , 2023

Авторы

  • Магера Юлия Александровна
  • Стрельникова Елизавета Олеговна