• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Буддийские литературные памятники

Статус: Маго-лего
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Подготовка специалистов-индологов с необходимостью должна включать изучение истории индийской философии. Данная дисциплина изучается студентами на пятом курсе, поскольку предполагает некоторую степень владения санскритом и пали (для буддизма) для освоения категориального аппарата индийских философских систем и понимание общекультурных реалий, в контексте которых шло формирование и развитие этих систем мысли. Индийская философия в данном курсе рассматривается на базе тесной взаимосвязи мировоззренческих идей, философских построений и ценностных ориентаций, что позволяет понять особенности понятийной системы, специфику ее проблематики и корректно определить место философии Востока в контексте мировой философской мысли. Содержательно курс включает в себя два крупных блока: индийская философия (шесть брахманистских ортодоксальных школ, и две шраманские школы: адживики и джайнизм) и буддийская философия (от Индии до Тибета). Знакомство с различными философскими традициями Индии, входящими в первый блок, ведется с привлечением широкого круга источников – сочинений индийских мыслителей в переводах отечественных индологов. Кроме того, данная часть программы предполагает и ознакомление с идеями и подходами зарубежных специалистов по индийской философии. Задачей второго блока является познакомить слушателей с основными проблемами генезиса и развития философии буддизма на различных этапах его формирования, начиная с раннебуддийской доктрины, основные положения которой отражены в Палийском каноне (Типитаке) и заканчивая современными махаянскими школами Дальнего Востока. Особое внимание уделяется рассмотрению становления ранних буддийских школ тхеравады и махасангхики, а также методологическим проблемам классификации основных направлений буддизма (Тхеравада и Махаяна; Сутраяна и Ваджраяна).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) познакомить студентов с историей, этапами формирования и особенностями философской традиции Индии;
  • 2) дать представление о системе основных категорий и понятий индийской культуры;
  • 3) показать специфику категориального аппарата и методов решения базовых проблем в индийской философии;
  • 4) обозначить место индийского философского дискурса в общемировом философском процессе
  • 5) рассмотреть историю формирования базовых представлений и идей буддийских школ;
  • 6) проанализировать развитие буддийских понятий в доктринальных комплексах различных школ
  • 7) ознакомить слушателей с особенностями формирования и развития философских доктрин в странах распространения буддизма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладение студентами основных положений о словесности тибетцев и монголов, их особенностях
  • Студенты знают о структуре комплекса буддийской литературы, о наличии разных вариантов буддийского канона: тхеравадинском, махаянском, тибетском, китайском.
  • понимает особенности рецепции буддийских доктринальных понятий в Китае, Японии и Тибете
  • имеет представление о способах и путях развития философии буддизма по мере его распространения за пределы Индии
  • имеет понимание специфики генезиса и развития философских традиций в Индии
  • умеет интерпретировать философский категориальный аппарат в зависимости от направления и школы
  • владеет навыками прочтения философских шастр в контексте внутренней и внешней школьной полемики конкретной традиции
  • демонстрирует восприятие индийских философских проблем и методов на общем фоне мировой философии
  • знает базовые тексты сутр и главных комментариев философских школ Индии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в проблематику чтения текстов на старописьменном монгольском языке.
  • Тема 2. Переводная литература XIII–XIV вв.
  • Тема 4. Буддийская литература: переводы XVII–XIX вв. и их роль в литературном процессе.
  • Тема 5. Индо-тибето-монгольские литературные связи. Обрамленная повесть и комментарии дидактических трактатов.
  • Тема 5. Буддийский канон: история формирования, состав.
  • Тема 3. Переводы буддийского канона и становление тибетской литературы. Типологическая и тематическая общность тибетской литературы XIII–XIX вв.
  • Тема 4. Дидактическая литература: Сакья-пандита (XIII в.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Выступление на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Выступление на семинаре + 0.5 * Работа в аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Flores, R. (2008). Buddhist Scriptures As Literature : Sacred Rhetoric and the Uses of Theory. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=220049
  • Буддизм Нагарджуны : религиозно-философские трактаты, Андросов, В. П., 2000

Авторы

  • Цендина Анна Дамдиновна