• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Теория и практика управления образовательными системами

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Образовательные реформы рассматриваются как основной ресурс развития государства, однако темпы и неточность их реализации эксперты объясняют девальвацией управленческих сигналов от уровня органов государственного управления до директора и педагога. Современному руководителю на всех уровнях управления образованием необходимы способность анализировать основания и механизмы формирования государственной политики в сфере образования, понимание соотношения политики и управления в моделях государственного управления образовательными системами, умение определять инструменты реализации государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем в конкретном социокультурном контексте и сохранять баланс политики, управления и педагогики в своей деятельности. На помощь магистрантам в освоении этих умений и направлена данная дисциплина. Изучение дисциплины способствует формированию у студентов профессиональной управленческой позиции как субъекта образовательной политики и овладению средствами реализации этой позиции на конкретном уровне управления образованием.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать условия для развития у слушателей умений ориентироваться в основных теориях, понятиях, механизмах современного государственного и муниципального управления и государственной образовательной политики
  • Обеспечить формирование у слушателей умений определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней
  • Помочь сформировать навыки изучения и анализа институциональных аспектов формирования государственной образовательной политики, государственно-управленческой деятельности и принятия государственных решений в сфере образования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует умение анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе, образовательно организации
  • Демонстрирует умение определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней
  • Владеет навыком изучения и анализа текстов, определяющих и обосновывающих основные положения государственной образовательной политики и их реализации на разных уровнях управления образовательными системами, а также самостоятельной подготовки соответствующих профессиональных текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Системный подход как методологический и праксеологический инструмент современного управленца и политика в сфере образования
  • Государственное управление и государственная политика в образовании. Система образования в РФ
  • Факторы формирования госполитики в сфере образования
  • Условия эффективности образовательной политики
  • Субъекты образовательной политики и стейкхолдеры. Директор школы как субъект ОП
  • Политика как стратегия: механизмы и инструменты. Разработка решения в области образовательной политики
  • Инструменты государственного управления реализацией политических стратегий в области образования
  • Политика как коммуникация: механизмы и инструменты. Методология анализа образовательной политики
  • Управление локальной образовательной системой. Иерархические и сетевые модели управления
  • Управление локальной системой: от идеи к принятию решений и работе с последствиями
  • Ценностные модели управления и их значение в образовательной организации
  • Защита проектного решения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация проектного предложения «Модель управления локальной образовательной системы»
  • неблокирующий Сравнительная таблица «Модели государственного управления»
    Сравнительная таблица «Модели государственного управления»
  • неблокирующий Аналитическая записка
  • неблокирующий Анализ причин неуспеха государственного проекта в области образования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Анализ причин неуспеха государственного проекта в области образования + 0.3 * Аналитическая записка + 0.3 * Презентация проектного предложения «Модель управления локальной образовательной системы» + 0.2 * Сравнительная таблица «Модели государственного управления»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшкова, Е. (2011). Управление Образовательными Системами В Современных Условиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69899162
  • Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
  • ЗУДИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, ГАПОНЕНКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, & САМСОНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Инновационное Управление Образовательными Системами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8C30A27
  • Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Давыдова, Н. (2009). Управление Образовательными Системами (Региональный Аспект) (Учебно-Методическое Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1514248
  • Закирова, Э. (2013). Управление Образовательными Системами С Использованием Мультиагентных Технологий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1690C852
  • Охотский, Е. В.  Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03503-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490618 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Охотский, Е. В.  Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03501-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490619 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Седых, Е. П. (2018). Особенности Проектного Управления Образовательными Системами. Herald Mininskogo University, 6(4), 41–53. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-3

Авторы

  • Силина Лада Владимировна
  • Кузнецова Алла Геннадьевна