Магистратура
2025/2026
Статистические методы анализа данных в демографии
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Кто читает:
Кафедра демографии
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Родионова Лилия Анатольевна
Язык:
русский
Контактные часы:
90
Программа дисциплины
Аннотация
Современные демографические вызовы ХХ1 в. часто требуют поиска новых решений, глубокого, всестороннего анализа демографической ситуации. Анализ демографических данных, выявлений закономерностей и взаимосвязей стал неотъемлемой частью современных научных прикладных исследований во многих областях науки, в том числе и демографии. Основываясь на демографических данных и современный статистический инструментарий, можно попытаться ответить на многие вопросы типа: «Как влияет уровень ВВП на уровень смертности?», «Что является главными детерминантами рождаемости?», «Как взаимосвязаны доходы и уровень образования?», «Как расходы на здравоохранение влияют на продолжительность жизни в России?», «Какой будет ожидаемая продолжительность жизни в России через 6-10 лет?» и др. Статистические методы анализа являются важным инструментом в принятии научно обоснованных управленческих решений. Стремительное внедрение множества статистических пакетов прикладных программ существенно облегчают жизнь современного демографа-исследователя, освобождая от трудоемких расчетов, однако предоставляют широкое поле творческой деятельности: постановки задачи, выбора адекватного статистического метода анализа и интерпретации результатов статистического моделирования. Предлагаемый курс носит прикладной характер, большое внимание уделяется практическим аспектам моделирования по реальным данным (Росстат, Всемирный банк, РМЭЗ и др.), будет рассмотрено большое число примеров из прикладных исследований, наглядно демонстрирующих разнообразие областей применения статистических методов. Структура, содержание и изложение курса направлено на доступное и в то же время строгое математически обоснованное представление материала для студентов с различным уровнем математической подготовки.