Бакалавриат
2025/2026




Современное кино, телевидение и интернет-медиа
Статус:
Курс обязательный (Кинопроизводство)
Кто читает:
Институт кино
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса студенты изучат структуру и динамику российского рынка кино и медиа, включая основные сегменты: кино, телевидение, онлайн-кинотеатры, интернет-медиа и анимацию. Особое внимание будет уделено анализу целевых аудиторий, производящих компаний, методам медиаизмерений и актуальным тенденциям индустрии. Курс также охватывает перспективы развития российского кино- и медиарынков.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с ключевыми характеристиками и структурой российского рынка кино и медиа
- Проанализировать основные тенденции существования рынка российского кино и медиа.
- Изучить методы анализа целевых аудиторий разных сегментов рынка
- Изучить основных игроков и стейкхолдеров рынка (производящие компании, дистрибьюторские компании, онлайн-кинотеатры и пр.)
- Научиться готовить доклады и теоретические записки, основанные на качественных и количественных методиках анализа рынка
Планируемые результаты обучения
- Определяет ключевые кадры как смысловые единицы киноповествования и их значение в создании образов.
- Работает с международным глоссарием терминов кинопроизводства, включая крупности и динамику изображения.
- Создает постановочную превизуализацию, используя инструменты программного обеспечения Shot Designer.
- Формирует мизансцену, применяя принципы управления экранным пространством и правила третей.
- Разрабатывает сториборды, отражающие содержание ключевых кадров и шотов.
- Анализирует операторские работы, выявляя сильные стороны композиции и динамики в кадре.
- Применяет знания о перекрытиях в монтажном пространстве для повышения выразительности сцен.
- Дает определение понятиям «рынок кино», «медиарынок», «целевая аудитория», «бокс-офис», «производящая компания» и др.
- Перечисляет основные тенденции развития разных видов медиа, их специфику по целевым аудиториям, форматам, содержательные ограничения и особенности производства.
- Называет основные показатели рынка различных временных периодов
- Умеет подготавливать доклады и теоретические записки, основанные на качественных и количественных методиках анализа рынка.
- Называет основные показатели рынка различных временных периодов.
- Формулирует особенности работы с аудиторией, какие показатели необходимо учитывать, как проводить исследования и какие необходимо делать измерения.
Содержание учебной дисциплины
- Рынок кино. Обзор российского рынка кино.
- Медиарынок. Рынок ТВ, стриминговых платформ, интернет-медиа.
- Определения целевой аудитории. Целевые аудитории разных сегментов рынка кино и медиа.
- Современные тренды в кино.
- Перспективы развития российских стриминговых сервисов
- Рынок кино Обзор российского рынка кино
- Медиарынок. Рынок ТВ, стриминговых платформ, интернет-медиа.
- Определение целевой аудитории. Целевые аудитории разных сегментов рынка кино и медиа.
- Перспективы развития российских стриминговых сервисов.
- Обзор рынка российской анимации.
- Специфика работы телекомпании.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.4 * Доклады + 0.2 * Посещаемость занятий + 0.4 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мастерство продюсера кино и телевидения : учебник для вузов, Огнев, К., 2009
- Минлишев, Р. Э., Современные требования к специалистам сферы кино, телевидения и медиа : сборник статей / Р. Э. Минлишев, ; под ред. Р. Э. Минлишева, Коллектив авторов. — Москва : Русайнс, 2022. — 80 с. — ISBN 978-5-466-00993-4. — URL: https://book.ru/book/945156 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
- Профессия - продюсер кино и телевидения : практ. подходы : учебник для вузов, , 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- 22283 - Alpina - 125 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан - К.Ахметов - Альпина нон-фикшн - 9785001394471 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22283
- Косинова, М. И., Зарубежная киноиндустрия: производство, прокат, показ : монография / М. И. Косинова. — Москва : Русайнс, 2021. — 191 с. — ISBN 978-5-4365-8723-3. — URL: https://book.ru/book/942041 (дата обращения: 03.04.2025). — Текст : электронный.
- Куркова, Н. С. Анимационное кино и видео: азбука анимации : учебное пособие / Н. С. Куркова. — Кемерово : КемГИК, 2016. — 235 с. — ISBN 978-5-8154-0356-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99305 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.