• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Земные сферы: литосфера, педосфера и биосфера

Язык: русский
Контактные часы: 146

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Земные сферы: литосфера, педосфера, биосфера» нацелен на формирование естественно-научного мировоззрения студентов и является базовым как для изучения других дисциплин профессионального цикла, так и для многих дисциплин вариативной части ОП. Курс основан на школьных знаниях студентов по физической географии и направлен на расширение и углубление представлений о составе, строении и свойствах Земных сфер (литосфера, педосфера и биосфера) и происходящих в них физических и химических процессах. Лекции будут сопровождаться практическими занятиями, что позволит студентам получить не только теоретические знания, но и применить их на практике в решении конкретных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о составе, строении и свойствах Земных сфер (литосфера, педосфера, биосфера) и происходящих в них физических и химических процессах, формирование естественно-научного мировоззрения
  • ознакомление студентов с системой основных научных знаний и методов исследования Земных сфер
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами оценки геолого-геоморфологического строения и развития территории, выделяет и сравнивает основные формы и элементы рельефа, определяет основные виды минералов и горных пород, оценивает влияние физико-географических особенностей территории и ее антропогенного использования на набор, динамику и темпы геоморфологических процессов в ее пределах, применяет базовые методики оценки темпов и рисков опасных геолого-геоморфологических процессов
  • Интерпретирует современное состояние биосферы как результат исторически обусловленного процесса, в том числе на основе анализа влияния внешних факторов на состав и структуру экосистем и биомов
  • Понимает и выявляет основные закономерности пространственной дифференциации различных типов почв по территории на разных масштабных уровнях, учитывая современные принципы классификации и систематики почв по их морфологическим, химическим и физико-химическим свойствам, определяет эколого-геохимическое состояние техногенных и городских ландшафтов и оценивает опасность их загрязнения поллютантами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литосфера
    Студенты не должны использовать ИИ при выполнении работ в рамках данного курса
  • Педосфера
    При выполнении письменных работ не допускается использование генеративных моделей, даже при наличие их декларации. Если при проверке работы преподаватель обнаруживает сгенерированный контент, за работу выставляется оценка 0.
  • Биосфера
    При выполнении письменных работ не допускается использование генеративных моделей, даже при наличие их декларации. Если при проверке работы преподаватель обнаруживает сгенерированный контент, за работу выставляется оценка 0
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест на проверку текущих знаний
  • неблокирующий Морфологические свойства почв
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Карта зональных почв
  • неблокирующий Радиальные геохимические барьеры
  • неблокирующий Профиль почв и описание морфологических свойств
    Студенты приходят в Почвенно-агрономический музей им. Вильямса, изучают почвенные монолиты, производят зарисовку и описание выбранных почв, выделяют горизонты.
  • неблокирующий Сравнение свойств почв по почвенному атласу
  • неблокирующий Классификация почв России
  • неблокирующий Макроскопические диагностические свойства минералов и горных пород
    Студентам предоставляется два образца: образец горной породы и образец минерала. По шаблону нужно описать основные макроскопические свойства образцов и определить минерал и горную породу (наименование, место в классификации и проч.) по свойствам.
  • неблокирующий Геологический разрез
    Студентам предоставляется бланк задания. Необходимо вычертить схему залегания горных пород (геологический разрез), ориентируясь на комментарии к работе, полученные от преподавателя на семинаре.
  • неблокирующий Геолого-геоморфологический профиль
    Студентам предоставляется письменная инструкция по выполнению задания, легенда (перечень условных обозначений). Необходимо вычертить геолого-геоморфологический профиль. Линию профиля и территорию определяет преподаватель. На профиле показать взаимосвязи рельефа модельной территории и строения толщи рыхлых четвертичных отложений.
  • неблокирующий Геоморфологическая карта
    Студентам предоставляется письменная инструкция по выполнению задания, легенда (перечень условных обозначений). Необходимо вычертить геоморфологическую карту на участок модельной территории (вдоль линии геолого-геоморфологического профиля). Границы участка определяет преподаватель. На карте показать пространственные взаимоотношения между формами и элементами рельефа разного генезиса и возраста.
  • неблокирующий Анализ геоморфологических условий для решения практических задач (case-study)
    Студентам предоставляется космический снимок территории. На основе анализа изображения необходимо описать основные особенности рельефа (морфологию, генезис и т.п.), оценить основные преимущества и недостатки, а также учесть лимитирующие факторы для решения конкретной практической задачи (например, размещение поселка, гостиничного комплекса и т.п). Преподаватель объясняет суть задания на конкретном примере на семинаре непосредственно перед тем, как студенты приступают к выполнению. Задание выполняется в группах (4-5 человек). Участки и задания определяет преподаватель. Студенты представляют результаты анализа в форме короткого доклада на семинаре.
  • неблокирующий Тест 1 на проверку текущих знаний по разделу “Основы геологии”
    Студентам предлагается ответить на серию вопросов в формате теста. Задания опираются как на материал, разобранный в лекциях, так и на дополнительные сведения, содержащиеся в основных учебниках по курсу, и предполагают осмысление студентом теоретических знаний, полученных в ходе курса. Есть открытые и закрытые вопросы, в том числе с необходимостью выбора нескольких правильных вариантов ответов (multiple choice, в таком случае оценивание осуществляется с вычитанием за указанные ложные варианты ответов). Корректные развернутые ответы с объяснением причинно-следственных связей на вопросы “со звездочкой” дают возможность получить высший балл за тест.
  • неблокирующий Тест 2 на проверку текущих знаний по разделу “Основы геоморфологии”
    Студентам предлагается ответить на серию вопросов в формате теста. Задания опираются как на материал, разобранный в лекциях, так и на дополнительные сведения, содержащиеся в основных учебниках по курсу, и предполагают осмысление студентом теоретических знаний, полученных в ходе курса. Есть открытые и закрытые вопросы, в том числе с необходимостью выбора нескольких правильных вариантов ответов (multiple choice, в таком случае оценивание осуществляется с вычитанием за указанные ложные варианты ответов). Корректные развернутые ответы с объяснением причинно-следственных связей на вопросы “со звездочкой” дают возможность получить высший балл за тест.
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
    Студенты письменно отвечают на десять вопросов в ходе очного занятия
  • неблокирующий Самостоятельная практическая работа по Биосфере
    В течение 3-го модуля студенты самостоятельно собирают данные по одной из заранее предложенных тем и подготавливают текст объемом не менее 2000 слов, включающий в себя традиционные разделы: Введение, Материалы и методы, Результаты, Обсуждение результатов, Заключение, Список литературы.
  • неблокирующий Эссе по итогам занятия на семинаре
    В конце каждого семинара студенты подготавливают короткое (один – два абзаца) эссе по теме, обсуждавшейся на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.03 * Анализ геоморфологических условий для решения практических задач (case-study) + 0.03 * Геологический разрез + 0.06 * Геолого-геоморфологический профиль + 0.06 * Геоморфологическая карта + 0.14 * Итоговая контрольная работа + 0.12 * Макроскопические диагностические свойства минералов и горных пород + 0.14 * Самостоятельная практическая работа по Биосфере + 0.12 * Тест 1 на проверку текущих знаний по разделу “Основы геологии” + 0.18 * Тест 2 на проверку текущих знаний по разделу “Основы геоморфологии” + 0.12 * Эссе по итогам занятия на семинаре
  • 2025/2026 4th module
    0.05 * Карта зональных почв + 0.05 * Классификация почв России + 0.05 * Морфологические свойства почв + 0.05 * Профиль почв и описание морфологических свойств + 0.05 * Радиальные геохимические барьеры + 0.05 * Сравнение свойств почв по почвенному атласу + 0.1 * Тест на проверку текущих знаний + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Embleton-Hamann, C., Spencer, T., & Slaymaker, O. (2009). Geomorphology and Global Environmental Change. Cambridge University Press.
  • Jürgen Schultz. (2013). The Ecozones of the World : The Ecological Divisions of the Geosphere (Vol. 1995). Springer.
  • Иванова, Т. Г.  География почв с основами почвоведения : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. Г. Иванова, И. С. Синицын. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03659-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437834 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Рычагов, Г. И.  Геоморфология : учебник для академического бакалавриата / Г. И. Рычагов. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05348-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433972 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781317885115 - Summerfield, M. A. - Global Geomorphology - 1991 - Routledge - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=778489 - nlebk - 778489
  • 9781317896128 - Rowell, David L. - Soil Science : Methods and Applications - 1994 - Routledge - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=790238 - nlebk - 790238
  • Jeffrey Howard. (2017). Anthropogenic Soils. Springer.
  • Геохимия окружающей среды [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. О.А. Поспелова. - Ставрополь: СтГАУ, 2013. - 60 с. - Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=514088

Авторы

  • Хасанов Булат Фаридович
  • Гуринов Артем Леонидович
  • Гаранкина Екатерина Вадимовна
  • Долгих Андрей Владимирович
  • Курбанова Фатима Габибулаховна