• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Практикум - работа с источниками

Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование базовых исследовательских навыков и теоретических знаний в области научно-исследовательской, аналитической деятельности в сфере коммуникаций. Включает практикум по использованию различных баз и ресурсов, инструментов работы с ними, оформлению списка литературы в соответствии со стандартами академического письма. Обеспечивает подготовку студентов для написания литературного обзора, использованию методов анализа источников, критическому мышлению при написании аналитических работ в процессе обучения, включая Project Proposal, Выпускной проект.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о методологии научного исследования, основных понятиях, структуре и разнообразии видов исследований, необходимых для систематической работы с академическими источниками
  • Освоение этических норм академической деятельности
  • Формирование навыков академического письма и структурирования текста
  • Развитие навыков критического мышления, необходимых для анализа, оценки и интерпретации различных источников в рамках кабинетного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснять структуру научного исследования и этапы исследовательского цикла
  • Различать типы исследований и их назначение
  • Создавать академические тексты, отражающие фокус исследования
  • Проводит кабинетное исследование
  • Осуществляет поисковую и аналитическую работу с источниками для контекстуализации проблемы, обоснования дизайна исследования и практических рекомендаций
  • Формулирует этические принципы самостоятельной работы с информацией
  • Применяет критическое мышление в процессе отбора и интерпретации источников
  • Различает типы исследований и их назначение
  • Объясняет структуру научного исследования и этапы исследовательского цикла
  • Создает академический текст, отражающий фокус исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в методологию научного исследования
  • Кабинетное исследование
  • Основные принципы работы с источниками
  • Этика кабинетного исследования
  • Академическое письмо
  • Критический анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
    Активность на семинарах, включающая участие в групповых дискуссиях и выполнение практических заданий
  • неблокирующий индивидуальное задание
    Презентация результатов анализа и синтеза источников по выбранной теме. Необходимо создать академический текст по результатам работы с релевантными и авторитетными источниками информации. Могут быть использованы публикации в научных журналах, отраслевые отчеты, маркетинговые исследования, правительственные документы, официальная статистика. При этом важно критически оценивать качество источников, учитывая их актуальность и достоверность. Необходимо систематизировать источники и делать общие выводы, направленные на обоснование коммуникационных решений и дизайна полевого этапа исследования. Сбор и анализ авторитетных источников необходим при проведении анализа рынка и поведения потребителей, обзора трендов, анализа социокультурного контекста коммуникации, а также выявления релевантных моделей коммуникации и факторов их эффективности. В работе необходимо отразить способы и результаты использования ИИ при поиске литературы, определения структуры работы и фокуса исследования, аннотирования публикаций, определения связей между источниками и пр.
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа в формате теста по содержанию лекций
  • неблокирующий задание1
    Формат: групповая презентация Необходимо выбрать псевдонаучную концепцию и представить ее оценку по критериям научности знания.
  • неблокирующий задание2
    Групповое задание. Необходимо найти два научных источника по заданной теме и обосновать качество каждой научной публикации
  • неблокирующий задание3
    Формат: групповая презентация Необходимо представить интерпретацию коммуникационного феномена в контексте академического дискурса, продемонстрировать концептуализацию связанных с выбранной темой понятий и теорию, позволяющую объяснить выбранный феномен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * активность на семинарах + 0.1 * задание1 + 0.1 * задание2 + 0.1 * задание3 + 0.25 * индивидуальное задание + 0.25 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bhattacherjee, A. (2012). Social Science Research : Principles, Methods, and Practices. Place of publication not identified: Global Text Project. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsotl&AN=edsotl.OTLid0000079
  • Gáliková, S. (2016). Academic Writing : Selected Topics in Writing an Academic Paper. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235840
  • Hague, P. N., Morgan, C.-A., & Hague, N. (2013). Market Research in Practice : How to Get Greater Insight From Your Market (Vol. Second edition). London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642635
  • Malhotra, N. K., Birks, D. F., & Wills, P. (2013). Essentials of Marketing Research. Harlow, England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417931
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564915 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688364
  • Радаев, В. В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В. В. Радаев. - 2-е изд. - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2019. - 204 с. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2017208
  • Харламов, В., & Харламова, Т. (2014). Этика Научного Исследования: Зарубежный Опыт. Фундаментальные Исследования, 5–2.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Knopf, J. W. (2006). Doing a Literature Review. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DDBE740

Авторы

  • Коваленко Надежда Николаевна
  • Пронкина Елена Сергеевна