• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Экономика впечатлений

Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Рой Лидия Геннадиевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Одно из актуальных, современных направлений экономики – это экономика впечатлений. Она рассматривается как новый этап социально-экономического развития после сырьевой экономики и экономики товаров и услуг. Согласно концепции Б.Д. Пайна II, Д.Х. Гилмора экономика впечатлений нацелена на создание у потребителей, уставших от стандартизированной продукции, форматов, незабываемых впечатлений об услуге или товаре, созданных специально для них, соответствующих их внутреннему миру. Экономика впечатлений ориентирована на ощущения потребителя. В контексте Экономики впечатлений большую роль играют нестандартные форматы коммуникации с аудиторией. Важным становится не только процесс получения эмоций, но и то «послевкусие», что они оставляют. Музейная, событийная, игровая и туристическая индустрии являются наиболее яркими элементами экономики впечатлений. Необычные, нестандартные проекты в музейной, событийной и туристической сферах с использованием современных методик, подходов, анимации, интерактивных и мультимедийных средств способны создавать целую палитру ярких впечатлений, привлекающих аудиторию. Эти направления в последние годы динамично развиваются по всему миру. Создаются новые нестандартные музейные проекты, разрабатываются и развиваются туристические направления, популярными становятся интерактивные программы и тематические парки. Данный курс носит ознакомительный характер и позволяет студентам познакомиться с актуальными трендами в музейном, событийном, туристическом менеджменте, месту в них коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Преодолеть разрыв между теоретическими концепциями экономики впечатлений и практическими навыками их применения, вооружив студентов методологией и инструментарием для создания конкурентоспособных, эмоционально насыщенных и экономически устойчивых «продуктов впечатлений» в контексте как бизнеса, так и территориального развития. Сформировать у студентов системное понимание экономики впечатлений как новой парадигмы создания ценности и развить компетенции, необходимые для проектирования, реализации и оценки эффективности таких проектов на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические основы и эволюцию концепции «экономики впечатлений»; ключевые модели и инструменты проектирования впечатлений (CJM, 4 царства, сенсорный дизайн); особенности бизнес-моделей и маркетинговых стратегий в этой сфере; роль впечатлений как драйвера территориального развития
  • Проводит аудит территории или бизнеса на предмет потенциала для создания впечатлений
  • Проектирует целостный «продукт впечатления», используя изученные инструменты. Разрабатывает финансовую модель и план монетизации для такого продукта. Оценивает эффективность проекта с помощью количественных и качественных метрик
  • Применяет дизайн-мышления для решения задач территориального развития.
  • Анализирует большие данные для понимания поведения потребителя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теоретические основы и парадигма переживания
  • Тема 1.1. Введение в Экономику впечатлений.
  • Тема 1.2. Анализ кейсов. Где живут впечатления?
  • Тема 1.2.1. Работа с текстами. Критика концепции.
  • Тема 2. Архитектура впечатления: как создается переживание
  • Тема 2.1. Дизайн-мышление в создании впечатлений
  • Тема 2.2. Практикум по созданию Customer Journey Map
  • Тема 2.2.1. Проектирование мультисенсорного опыта
  • Тема 3. Бизнес-модели и маркетинг в экономике впечатлений
  • Тема 3.1. Монетизация опыта: ценообразование и бизнес-модели
  • Тема 3.2. Маркетинг впечатлений и сарафанное радио
  • Тема 3.3. Анализ бизнес-модели компании из сферы впечатлений.
  • Тема 3.4. Разработка маркетинговой кампании для нового "продукта впечатлений"
  • Тема 4. Впечатления как драйвер территориального развития
  • Тема 4.1. Экономика впечатлений в городской среде.
  • Тема 4.2. Туризм, основанный на впечатлениях.
  • Тема 4.3. Аудит территории: поиск потенциала для создания впечатлений.
  • Тема 4.3.1. Разработка концепции городского/туристического события
  • Тема 5. Человеческий капитал и измерения эффективности
  • Тема 5.1. Роль сотрудника ("актера") в экономике впечатлений.
  • Тема 5.2. Оценка эффективности и экономика данных.
  • Тема 5.3. Работа с данными: расчет NPS и анализ отзывов
  • Тема 6. Прикладной проект и подведение итогов
  • Тема 6.1. Консультация по курсовым проектам
  • Тема 6.2. Финальные презентации курсовых проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Предполагается 6 оцениваемых семинаров. При пропуске оцениваемого семинара повторная сдача не предусмотрена, вес одного семинара равен 0,167.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Выполняется в индивидуальном формате.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.7 * Активность на семинарах + 0.3 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 351 - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351 - Alpina
  • 37626 - Думай медленно... решай быстро (краткое изложение) - Д. Канеман - Альпина.Академия - 2024 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/37626 - Alpina
  • Дональд Норман - Дизайн привычных вещей - 978-5-00195-363-0 - МИФ - 2018 - https://hse.miflib.ru/#/book/21543 - 21543

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. - Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие - 978-5-9614-6681-2 - Альпина Паблишер - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/1003200 - 1003200 - ZNANIUM

Авторы

  • Коцюба Алла Станиславовна