Бакалавриат
2025/2026




Экономика впечатлений
Статус:
Курс обязательный (Стратегия и продюсирование в коммуникациях)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Рой Лидия Геннадиевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Одно из актуальных, современных направлений экономики – это экономика впечатлений. Она рассматривается как новый этап социально-экономического развития после сырьевой экономики и экономики товаров и услуг. Согласно концепции Б.Д. Пайна II, Д.Х. Гилмора экономика впечатлений нацелена на создание у потребителей, уставших от стандартизированной продукции, форматов, незабываемых впечатлений об услуге или товаре, созданных специально для них, соответствующих их внутреннему миру. Экономика впечатлений ориентирована на ощущения потребителя. В контексте Экономики впечатлений большую роль играют нестандартные форматы коммуникации с аудиторией. Важным становится не только процесс получения эмоций, но и то «послевкусие», что они оставляют. Музейная, событийная, игровая и туристическая индустрии являются наиболее яркими элементами экономики впечатлений. Необычные, нестандартные проекты в музейной, событийной и туристической сферах с использованием современных методик, подходов, анимации, интерактивных и мультимедийных средств способны создавать целую палитру ярких впечатлений, привлекающих аудиторию. Эти направления в последние годы динамично развиваются по всему миру. Создаются новые нестандартные музейные проекты, разрабатываются и развиваются туристические направления, популярными становятся интерактивные программы и тематические парки. Данный курс носит ознакомительный характер и позволяет студентам познакомиться с актуальными трендами в музейном, событийном, туристическом менеджменте, месту в них коммуникации.
Цель освоения дисциплины
- Преодолеть разрыв между теоретическими концепциями экономики впечатлений и практическими навыками их применения, вооружив студентов методологией и инструментарием для создания конкурентоспособных, эмоционально насыщенных и экономически устойчивых «продуктов впечатлений» в контексте как бизнеса, так и территориального развития. Сформировать у студентов системное понимание экономики впечатлений как новой парадигмы создания ценности и развить компетенции, необходимые для проектирования, реализации и оценки эффективности таких проектов на практике.
Планируемые результаты обучения
- Знает теоретические основы и эволюцию концепции «экономики впечатлений»; ключевые модели и инструменты проектирования впечатлений (CJM, 4 царства, сенсорный дизайн); особенности бизнес-моделей и маркетинговых стратегий в этой сфере; роль впечатлений как драйвера территориального развития
- Проводит аудит территории или бизнеса на предмет потенциала для создания впечатлений
- Проектирует целостный «продукт впечатления», используя изученные инструменты. Разрабатывает финансовую модель и план монетизации для такого продукта. Оценивает эффективность проекта с помощью количественных и качественных метрик
- Применяет дизайн-мышления для решения задач территориального развития.
- Анализирует большие данные для понимания поведения потребителя.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Теоретические основы и парадигма переживания
- Тема 1.1. Введение в Экономику впечатлений.
- Тема 1.2. Анализ кейсов. Где живут впечатления?
- Тема 1.2.1. Работа с текстами. Критика концепции.
- Тема 2. Архитектура впечатления: как создается переживание
- Тема 2.1. Дизайн-мышление в создании впечатлений
- Тема 2.2. Практикум по созданию Customer Journey Map
- Тема 2.2.1. Проектирование мультисенсорного опыта
- Тема 3. Бизнес-модели и маркетинг в экономике впечатлений
- Тема 3.1. Монетизация опыта: ценообразование и бизнес-модели
- Тема 3.2. Маркетинг впечатлений и сарафанное радио
- Тема 3.3. Анализ бизнес-модели компании из сферы впечатлений.
- Тема 3.4. Разработка маркетинговой кампании для нового "продукта впечатлений"
- Тема 4. Впечатления как драйвер территориального развития
- Тема 4.1. Экономика впечатлений в городской среде.
- Тема 4.2. Туризм, основанный на впечатлениях.
- Тема 4.3. Аудит территории: поиск потенциала для создания впечатлений.
- Тема 4.3.1. Разработка концепции городского/туристического события
- Тема 5. Человеческий капитал и измерения эффективности
- Тема 5.1. Роль сотрудника ("актера") в экономике впечатлений.
- Тема 5.2. Оценка эффективности и экономика данных.
- Тема 5.3. Работа с данными: расчет NPS и анализ отзывов
- Тема 6. Прикладной проект и подведение итогов
- Тема 6.1. Консультация по курсовым проектам
- Тема 6.2. Финальные презентации курсовых проектов
Элементы контроля
- Активность на семинарахПредполагается 6 оцениваемых семинаров. При пропуске оцениваемого семинара повторная сдача не предусмотрена, вес одного семинара равен 0,167.
- Итоговый проектВыполняется в индивидуальном формате.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 351 - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - А.Остервальдер; И.Пинье - Альпина Паблишер - 9785961423457 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351 - Alpina
- 37626 - Думай медленно... решай быстро (краткое изложение) - Д. Канеман - Альпина.Академия - 2024 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/37626 - Alpina
- Дональд Норман - Дизайн привычных вещей - 978-5-00195-363-0 - МИФ - 2018 - https://hse.miflib.ru/#/book/21543 - 21543
Рекомендуемая дополнительная литература
- Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. - Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие - 978-5-9614-6681-2 - Альпина Паблишер - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/1003200 - 1003200 - ZNANIUM