Магистратура
2025/2026




Поддержка самостоятельности школьников
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование профессиональной позиции и убеждений относительно обретения самостоятельности в рамках школы. Самостоятельность представлена как феномен, имеющий разнообразные объяснительные модели. На курсе студенты научатся выявлять и анализировать профессиональные ситуации с точки зрения поддержки/неподдержки самостоятельности, рефлексивно относиться к возможностям и ограничениям образовательного пространства.
Цель освоения дисциплины
- — Студенты научатся: проводить анализ педагогических ситуаций, выявлять противоречия и разрешать их через призму теории самодетерминации личности (на примере эпизодов видеоуроков). — Студенты разработают модель урока, реализующую основные принципы поддержки самостоятельности. — Разовьют способность рефлексивно относиться к собственным типам регуляции комплекса мотивов, связанных с обучением.
Планируемые результаты обучения
- Интегрируют самостоятельность как ценность в систему собственных убеждений, переопределят самостоятельность как проектируемый образовательный результат (мировоззренческий блок)
- Анализируют/исследуют учебные кейсы и свою практику с точки зрения развития самостоятельности (исследовательский блок)
- Определяют подход к поддержке самостоятельности в соответствие с контекстом, целями образования (психолого-педагогический блок).
- Проектируют урок, внеурочное мероприятие с учетом полученных знаний и навыков (практический блок)
Содержание учебной дисциплины
- Феномен и конструкт самостоятельности
- Самостоятельность как автономия. Теория самодетерминации. Понятие педагогического стиля.
- Трудности реализации подхода поддержки самостоятельности в реальную практику и способы их преодоления.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность + 0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Проектная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
- Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E5231F3
- Somekh, B. (2006). Action Research : A Methodology for Change and Development. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234120
- Джексон, Ф. Жизнь в классе / Ф. Джексон , перевод с английского Р. Устьянцева, Т. Соколовой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 248 с. — ISBN 978-5-7598-1322-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100149 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Почему ученики не любят школу? : когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий, Уиллингем, Д., 2020
- Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».
Рекомендуемая дополнительная литература
- Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015