• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Поддержка самостоятельности школьников

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование профессиональной позиции и убеждений относительно обретения самостоятельности в рамках школы. Самостоятельность представлена как феномен, имеющий разнообразные объяснительные модели. На курсе студенты научатся выявлять и анализировать профессиональные ситуации с точки зрения поддержки/неподдержки самостоятельности, рефлексивно относиться к возможностям и ограничениям образовательного пространства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • — Студенты научатся: проводить анализ педагогических ситуаций, выявлять противоречия и разрешать их через призму теории самодетерминации личности (на примере эпизодов видеоуроков). — Студенты разработают модель урока, реализующую основные принципы поддержки самостоятельности. — Разовьют способность рефлексивно относиться к собственным типам регуляции комплекса мотивов, связанных с обучением.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Интегрируют самостоятельность как ценность в систему собственных убеждений, переопределят самостоятельность как проектируемый образовательный результат (мировоззренческий блок)
  • Анализируют/исследуют учебные кейсы и свою практику с точки зрения развития самостоятельности (исследовательский блок)
  • Определяют подход к поддержке самостоятельности в соответствие с контекстом, целями образования (психолого-педагогический блок).
  • Проектируют урок, внеурочное мероприятие с учетом полученных знаний и навыков (практический блок)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феномен и конструкт самостоятельности
  • Самостоятельность как автономия. Теория самодетерминации. Понятие педагогического стиля.
  • Трудности реализации подхода поддержки самостоятельности в реальную практику и способы их преодоления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Проектная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Проектная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
  • Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E5231F3
  • Somekh, B. (2006). Action Research : A Methodology for Change and Development. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234120
  • Джексон, Ф. Жизнь в классе / Ф. Джексон , перевод с английского Р. Устьянцева, Т. Соколовой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 248 с. — ISBN 978-5-7598-1322-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100149 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Почему ученики не любят школу? : когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий, Уиллингем, Д., 2020
  • Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015

Авторы

  • Гавриленко Полина Алексеевна