Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательское мышление. Особенность научно-исследовательского семинара (НИС) заключается в акценте на фундаментальные исследования и прикладные исследования с экспериментальным дизайном, позволяющие оценить факторы, связанные с образовательными результатами, а также эффекты от интервенций. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Следующий раздел НИСа будет посвящен работе с литературой: (1) как искать релевантные, надежные и актуальные источники литературы; (2) как их грамотно структурировать; (3) какие программы помогают студентам решить эти задачи. Также большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы. Заключительный раздел научно-исследовательского семинара будет посвящен формированию умения оформлять результаты проведенных исследований: (1) как оформляются результаты количественных и качественных исследований; (2) какие стандарты оформления текста в целом и списка литературы в частности; (3) какие требования предъявляются к структуре текста магистерской диссертации и к презентации с ее представлением.
Цель освоения дисциплины
- Развить у студентов исследовательское мышление, включающее в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемыми в исследованиях в области образования и оформлением результатов с акцентом на фундаментальные исследования и прикладные исследования с экспериментальным дизайном.
Планируемые результаты обучения
- Использует знания о методах на практике для описания и объяснения происходящих событий и процессов в образовании
- Обосновывает актуальность проводимого исследования.
- Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
- Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
- Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
- Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
- Выбирает тему исследования в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках
- Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты с использованием методов анализа данных
- Представляет программу и инструментарий исследования согласно требованиям ВКР
- Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования
- Формулирует цель исследования и вытекающие из нее задачи
- Подбирает дизайн исследования релевантный цели и задачам
- Выделяет научную проблему исследования, обосновывает практическую значимость
- Подбирает теоретическую рамку работы
- Создает академическую презентацию и готовит доклад для защиты ВКР
Содержание учебной дисциплины
- Структура дисциплины. Наука и лженаука.
- Исследовательские проблемы в педагогике и психологии
- Актуальность и научная или практическая проблема исследования или разработки
- Цели, задачи, исследовательский вопрос исследования
- Выбор теоретической рамки исследования
- Дизайны исследований
- Выделение научной и практической проблемы
- Цифровые ключи к профилю ученого: цели создания и скрытые возможности
- Библиметрические показатели: аналитические возможности
- Содержание и функциональные возможности международных наукометрических баз
- Содержание и функциональные возможности открытых библиотечных каталогов
- Скрытые возможности привычных программ для ученого
- Особенности научной деятельности в современную эпоху: до и после искусственного интеллекта
- Планирование научного исследования: от исследовательского вопроса до презентации результатов
- Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
- Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
- Lesson study: планирование, наблюдение и анализ урока
- Исследование действием (Action research)
- Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
- Основы количественного исследования и подготовка к измерению
- Измерение и инструменты сбора количественных данных
- Описательная статистика и визуализация
- Сравнение средних. Проверка гипотез
- Анализ связей
- Принципы создания академического текста
- Основная часть диссертации
- Академическое письмо: правила написания текста
- Презентация ВКР: письменная и устная форма
Элементы контроля
- Защита research proposal
- Предзащита ВКРПроводится предзащита ВКР.
- Идея статьи
- ДЗ "Рецензия на статью"
- Интерпретация и презентация
- ДЗ "Аналитический мини-отчёт"
- ДЗ "Проверка статистических гипотез"
- Домашнее задание качественные методы
- ДЗ "Анализ учебных материалов"
- Дизайн и программа исследования
- Презентация ВКР
- Работа на семинарах
- Домашние задания (1 часть)
- Домашние задания (часть 2)
- Работа на семинарах
- Защита исследовательского проекта
- Работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.2 * ДЗ "Рецензия на статью" + 0.2 * Идея статьи + 0.4 * Интерпретация и презентация + 0.2 * Работа на семинарах
- 2025/2026 2nd module0.7 * Защита research proposal + 0.3 * Работа на семинарах
- 2025/2026 3rd module0.5 * Домашние задания (1 часть) + 0.5 * Домашние задания (часть 2)
- 2025/2026 4th module0.4 * ДЗ "Аналитический мини-отчёт" + 0.6 * Защита исследовательского проекта
- 2026/2027 2nd module0.5 * ДЗ "Анализ учебных материалов" + 0.7 * ДЗ "Проверка статистических гипотез" + 0.5 * Домашнее задание качественные методы + 0.3 * Работа на семинарах
- 2026/2027 3rd module0.2 * Дизайн и программа исследования + 0.5 * Предзащита ВКР + 0.3 * Презентация ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
- Effective action research : developing reflective thinking and practice, Costello, P. J. M., 2011
- Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
- Handbook of action research : participative inquiry and practice, , 2002
- Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
- Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов, Загвязинский, В. И., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анализ данных : учебник для академического бакалавриата, , 2018
- Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов, Бут, У. К., 2004
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И.Ф., 2009
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2011