• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательское мышление. Особенность научно-исследовательского семинара (НИС) заключается в акценте на фундаментальные исследования и прикладные исследования с экспериментальным дизайном, позволяющие оценить факторы, связанные с образовательными результатами, а также эффекты от интервенций. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Следующий раздел НИСа будет посвящен работе с литературой: (1) как искать релевантные, надежные и актуальные источники литературы; (2) как их грамотно структурировать; (3) какие программы помогают студентам решить эти задачи. Также большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы. Заключительный раздел научно-исследовательского семинара будет посвящен формированию умения оформлять результаты проведенных исследований: (1) как оформляются результаты количественных и качественных исследований; (2) какие стандарты оформления текста в целом и списка литературы в частности; (3) какие требования предъявляются к структуре текста магистерской диссертации и к презентации с ее представлением.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов исследовательское мышление, включающее в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемыми в исследованиях в области образования и оформлением результатов с акцентом на фундаментальные исследования и прикладные исследования с экспериментальным дизайном.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует знания о методах на практике для описания и объяснения происходящих событий и процессов в образовании
  • Обосновывает актуальность проводимого исследования.
  • Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
  • Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
  • Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
  • Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
  • Выбирает тему исследования в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках
  • Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты с использованием методов анализа данных
  • Представляет программу и инструментарий исследования согласно требованиям ВКР
  • Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования
  • Формулирует цель исследования и вытекающие из нее задачи
  • Подбирает дизайн исследования релевантный цели и задачам
  • Выделяет научную проблему исследования, обосновывает практическую значимость
  • Подбирает теоретическую рамку работы
  • Создает академическую презентацию и готовит доклад для защиты ВКР
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура дисциплины. Наука и лженаука.
  • Исследовательские проблемы в педагогике и психологии
  • Актуальность и научная или практическая проблема исследования или разработки
  • Цели, задачи, исследовательский вопрос исследования
  • Выбор теоретической рамки исследования
  • Дизайны исследований
  • Выделение научной и практической проблемы
  • Цифровые ключи к профилю ученого: цели создания и скрытые возможности
  • Библиметрические показатели: аналитические возможности
  • Содержание и функциональные возможности международных наукометрических баз
  • Содержание и функциональные возможности открытых библиотечных каталогов
  • Скрытые возможности привычных программ для ученого
  • Особенности научной деятельности в современную эпоху: до и после искусственного интеллекта
  • Планирование научного исследования: от исследовательского вопроса до презентации результатов
  • Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
  • Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
  • Lesson study: планирование, наблюдение и анализ урока
  • Исследование действием (Action research)
  • Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
  • Основы количественного исследования и подготовка к измерению
  • Измерение и инструменты сбора количественных данных
  • Описательная статистика и визуализация
  • Сравнение средних. Проверка гипотез
  • Анализ связей
  • Принципы создания академического текста
  • Основная часть диссертации
  • Академическое письмо: правила написания текста
  • Презентация ВКР: письменная и устная форма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита research proposal
  • неблокирующий Предзащита ВКР
    Проводится предзащита ВКР.
  • неблокирующий Идея статьи
  • неблокирующий ДЗ "Рецензия на статью"
  • неблокирующий Интерпретация и презентация
  • неблокирующий ДЗ "Аналитический мини-отчёт"
  • неблокирующий ДЗ "Проверка статистических гипотез"
  • неблокирующий Домашнее задание качественные методы
  • неблокирующий ДЗ "Анализ учебных материалов"
  • неблокирующий Дизайн и программа исследования
  • неблокирующий Презентация ВКР
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания (1 часть)
  • неблокирующий Домашние задания (часть 2)
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.2 * ДЗ "Рецензия на статью" + 0.2 * Идея статьи + 0.4 * Интерпретация и презентация + 0.2 * Работа на семинарах
  • 2025/2026 2nd module
    0.7 * Защита research proposal + 0.3 * Работа на семинарах
  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Домашние задания (1 часть) + 0.5 * Домашние задания (часть 2)
  • 2025/2026 4th module
    0.4 * ДЗ "Аналитический мини-отчёт" + 0.6 * Защита исследовательского проекта
  • 2026/2027 2nd module
    0.5 * ДЗ "Анализ учебных материалов" + 0.7 * ДЗ "Проверка статистических гипотез" + 0.5 * Домашнее задание качественные методы + 0.3 * Работа на семинарах
  • 2026/2027 3rd module
    0.2 * Дизайн и программа исследования + 0.5 * Предзащита ВКР + 0.3 * Презентация ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
  • Effective action research : developing reflective thinking and practice, Costello, P. J. M., 2011
  • Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
  • Handbook of action research : participative inquiry and practice, , 2002
  • Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов, Загвязинский, В. И., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата, , 2018
  • Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов, Бут, У. К., 2004
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И.Ф., 2009
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2011

Авторы

  • Поливанова Катерина Николаевна
  • Юрченко Олеся Викторовна
  • Пичугина Виктория Константиновна
  • Лытаева Мария Александровна
  • Корешникова Юлия Николаевна
  • Бойцов Максим Сергеевич