Бакалавриат
2025/2026





Основы медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает обзор базовых понятий в сфере медиа и коммуникаций, необходимых для осмысления актуальных процессов в индустрии и работы по профессии. Материал включает как рассмотрение предмета в исторической ретроспективе, так и обращение к теоретической рефлексии современных исследователей. Студенты разберутся в подходах к пониманию медиа и коммуникации, многообразии современных видов медиа, феноменах платформ и экосистем, их социальных и экономических функциях. Определение сущности медиа, лежащей за пределами того, что принято называть «СМИ», позволит участникам курса более тонко сформировать понимание профессиональной сферы и более осознанно подойти к выбору трека в конце первого года обучения.
Цель освоения дисциплины
- Рассмотреть многообразие медиа через их сущность и роль в текущих социокультурных и экономических условиях
- Познакомиться с особенностями медиакоммуникационных процессов в индустриальном аспекте
Планируемые результаты обучения
- анализирует аудиторию медиа по параметрам современного медиамаркетинга
- определяет виды медиа через их характеристики, свойства, каналы распространения
- описывает экосистемы современных медиакорпораций, сервисы цифровых платформ
- дает определения базовым понятиям и терминам из сферы коммуникаций и медиа
- обосновывает выделение специфичных технологических этапов в медиапроизводстве
- различает подходы к пониманию медиа и их типологий
- выстраивает хронологию появления, развития, трансформации медианосителей
- определяет особенности упаковки информации в зависимости от канала коммуникации
- определяет функции медианосителя на микро- и макроуровнях
- различает подходы к пониманию медиа и коммуникации, их типологий
- описывает особенности упаковки информации в зависимости от канала коммуникации
- устанавливает функции медианосителя на микро- и макроуровнях
Содержание учебной дисциплины
- Понятие медиа.
- История медиа и коммуникации.
- Понятие коммуникации.
- Формы и каналы коммуникации.
- Функции медиа и коммуникации.
Элементы контроля
- Контрольная работаВыполнение заданий по материалам лекций
- Посещаемость семинаровПосещение семинарских занятий
- Лабораторная работаАудиторное задание по применению моделей коммуникации
- Групповой проектДомашнее задание по анализу каналов коммуникации
- Критическое чтениеОбсуждение в аудитории заранее прочитанного научного текста
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.1 * Групповой проект + 0.5 * Контрольная работа + 0.1 * Критическое чтение + 0.1 * Лабораторная работа + 0.2 * Посещаемость семинаров
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Joseph Turow. (2019). Media Today : Mass Communication in a Converging World. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240046
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — 2-е изд., исправл. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-2025-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173400 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Рязанова, О. Е., Креативная экономика : учебное пособие / О. Е. Рязанова, Л. С. Леонтьева, Л. Н. Орлова, В. П. Золотарева. — Москва : КноРус, 2022. — 133 с. — ISBN 978-5-406-09201-9. — URL: https://book.ru/book/943017 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511672 (дата обращения: 04.07.2025).
- Кульчицкая, Д. Ю. Новые медиа в глобальном мире : учебное пособие / Д. Ю. Кульчицкая. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 141 с. — ISBN 978-5-7567-1133-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.