Магистратура
2025/2026





Психология образования
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Обухов Алексей Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Курс позволяет студентам освоить современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; сформировать целостного видения развития человека в онтогенезе; применить знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоить базовые принципы педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития. В рамках курса студенты также освоят особенности педагогического процесса с различными группами учащихся - детей с особыми возможностями здоровья, одаренных детей и др. Особое внимание уделяется трудностям обучения и путям их преодоления.
Цель освоения дисциплины
- Освоение студентами современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; создание целостного видения развития человека в онтогенезе; применение знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоение принципов педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития.
Планируемые результаты обучения
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап старости
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
- Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
- Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
- Реализует модели конструктивного педагогического взаимодействия с разными категориями обучающихся для создания психологически безопасной образовательной среды, способствующей снижению психологических трудностей в обучении
- Диагностирует индивидуально-психологические особенности разных категорий обучающихся
- Разрабатывает и применяет адресные стратегии педагогического сопровождения для разных категорий обучающихся с учетом возрастных особенностей и принципов индивидуализации образования
- Проектирует психологически безопасную образовательную на основе показателей психологического благополучия обучающихся
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
- 1.2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
- 2.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
- 2.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
- 2.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
- 2.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
- 2.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
- 2.6. Возрастные закономерности развития: юность
- 2.7. Возрастные закономерности развития: молодость
- 2.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
- 2.9. Возрастные закономерности развития: старость
- 3.1. Условия сохранения психологического благополучия обучающихся в школе
- 3.2. Взаимодействие педагогов с разными категориями обучающихся, имеющих нарушения психологического благополучия
- 3.3. Психологические особенности обучающихся с низким уровнем учебной мотивации
- 3.4. Психологические особенности агрессивных обучающихся
- 3.5. Психологические особенности тревожных обучающихся
Элементы контроля
- Выполненные работ по Возрастной психологии образованияКаждая письменная работа оценивается от 0 до 8 баллов (максимальное число баллов за 10 заданий - 80 баллов). Каждое задание имеет детализированную шкалу критериев с баллами. Студенту необходимо выполнить не менее 5 заданий за курс (по выбору). Задание, представленное с опозданием, после указанного срока сдачи, автоматически оценивается на 2 балла ниже. Задание выполненное в срок и с максимальной полнотой, глубиной и содержательностью (выше требований) может быть оценено до 10 баллов. Возможна пересдача и доработка задания при низкой оценке.
- Итоговое задание по Возрастной психологии образованияФорма итогового контроля: Устный экзамен по представлению и обсуждению выполненной работы – до 100 баллов. В оценку экзамена входит: - видео или аналитический текст в соответствии с критериями выбранного варианта задания (50 баллов); - качество рецензии на материалы другого студента (20 баллов); - доклад и ответы на вопросы (20 баллов); - участие в дискуссии по представлению итоговых работ (10 баллов).
- Активность 1 и 2 модулиПроявленная активность на одном семинаре оценивается в от 0 до 1 баллов (0 – отсутствие; 0,5 – присутствие; 1 – активное участие). Таким образом при активности на 18 аудиторных/дистанционных встречах студент может получить 18 баллов.
- Задания в 3 модуле4 проектные и исследовательские работы (составление карты индивидуального развития ребенка и разбор 3 кейсов), каждое из которых оценивается до 10 баллов по критериям.
- Активность в 3 модулеАктивное участие в семинарском занятии, а также и на лекции дает 2 балла. Всего можно набрать 16 баллов за семинары и 8 за лекции. Суммарно это 24 балла.
- Итоговый экзамен в 3 модулеЭкзамен состоит из решения предложенный кейсов - педагогические стратегии действия в конкретной ситуации с ребенком с определенными сложностями поведения с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.2 * Выполненные работ по Возрастной психологии образования + 0.2 * Выполненные работ по Возрастной психологии образования + 0.4 * Итоговое задание по Возрастной психологии образования
- 2025/2026 3rd module0.25 * Активность в 3 модуле + 0.4 * Задания в 3 модуле + 0.35 * Итоговый экзамен в 3 модуле
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Агрессивность детей и подростков : распознавание, лечение, профилактика, Можгинский, Ю. Б., 2006
- Агрессия (так называемое "зло"), Лоренц, К., 1994
- Благополучие детей в цифровую эпоху : доклад к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, 9-12 апреля 2019 г., Москва, , 2019
- Виктория Шиманская - Детская агрессия - 978-5-00214-580-5 - МИФ - 2024 - https://hse.miflib.ru/book/31733/ - 31733
- Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2003
- Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2004
- Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
- Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
- Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
- Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
- Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2002
- Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2003
- Детская психология : теор. и практ. курс: учеб. пособие для вузов, Шаграева, О. А., 2001
- Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
- Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
- Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие для вузов, Каменская, В. Г., 2010
- Игровая терапия с тревожными детьми, Костина, Л. М., 2006
- Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 1996
- Истрофилова, О. И. Организация работы с агрессивными детьми и подростками : учебное пособие / О. И. Истрофилова. — Нижневартовск : НВГУ, 2020. — 250 с. — ISBN 978-5-00047-560-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/208154 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
- Консультирование по проблемам тревожности, Хеллэм, Р., 2009
- Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование, Джуринский, А.Н., 2008
- Локтаева, С. А. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте : монография / С. А. Локтаева , под редакцией О. Б. Зильберштейна [и др.]. — Москва : МИРБИС, 2013. — 204 с. — ISBN 978-5-98817-026-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187826 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. — 2-е изд. — Москва : Когито-центр, 2008. — 181 с. — ISBN 978-5-89353-246-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109186 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Мотивация и деятельность : учеб. пособие для вузов, Хекхаузен, Х., 2003
- Мышление дошкольника, Поддьяков, Н. Н., 1977
- Порождение действия : культурно - деятельностный подход к мотивации человека, Патяева, Е. Ю., 2018
- Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие, Шнейдер, Л. Б., 2004
- Психология : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 404 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00631-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559809 (дата обращения: 04.07.2025).
- Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
- Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - 978-5-4461-9427-8 - Прихожан А. М. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/378771 - 378771 - iBOOKS
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для среднего профессионального образования / под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 422 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10260-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565782 (дата обращения: 04.07.2025).
- Сидоров, К. Р. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / К. Р. Сидоров. - Текст : электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. - №2. - С. 42-52. - URL: https://znanium.com/catalog/product/503870
- Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика : моногр., Астапов, В. М., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
- Генетическая эпистемология, Пиаже, Ж., 2004
- Детство и общество, Эриксон, Э., 2000
- Культурно-историческая психология и конструирование миров : Психолог. Психопедагог. Психоисторик., Асмолов, А. Г., 1996
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001