• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Психология образования

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволяет студентам освоить современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; сформировать целостного видения развития человека в онтогенезе; применить знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоить базовые принципы педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития. В рамках курса студенты также освоят особенности педагогического процесса с различными группами учащихся - детей с особыми возможностями здоровья, одаренных детей и др. Особое внимание уделяется трудностям обучения и путям их преодоления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; создание целостного видения развития человека в онтогенезе; применение знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоение принципов педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап старости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
  • Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
  • Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
  • Реализует модели конструктивного педагогического взаимодействия с разными категориями обучающихся для создания психологически безопасной образовательной среды, способствующей снижению психологических трудностей в обучении
  • Диагностирует индивидуально-психологические особенности разных категорий обучающихся
  • Разрабатывает и применяет адресные стратегии педагогического сопровождения для разных категорий обучающихся с учетом возрастных особенностей и принципов индивидуализации образования
  • Проектирует психологически безопасную образовательную на основе показателей психологического благополучия обучающихся
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
  • 1.2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
  • 2.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
  • 2.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
  • 2.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
  • 2.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
  • 2.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
  • 2.6. Возрастные закономерности развития: юность
  • 2.7. Возрастные закономерности развития: молодость
  • 2.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
  • 2.9. Возрастные закономерности развития: старость
  • 3.1. Условия сохранения психологического благополучия обучающихся в школе
  • 3.2. Взаимодействие педагогов с разными категориями обучающихся, имеющих нарушения психологического благополучия
  • 3.3. Психологические особенности обучающихся с низким уровнем учебной мотивации
  • 3.4. Психологические особенности агрессивных обучающихся
  • 3.5. Психологические особенности тревожных обучающихся
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполненные работ по Возрастной психологии образования
    Каждая письменная работа оценивается от 0 до 8 баллов (максимальное число баллов за 10 заданий - 80 баллов). Каждое задание имеет детализированную шкалу критериев с баллами. Студенту необходимо выполнить не менее 5 заданий за курс (по выбору). Задание, представленное с опозданием, после указанного срока сдачи, автоматически оценивается на 2 балла ниже. Задание выполненное в срок и с максимальной полнотой, глубиной и содержательностью (выше требований) может быть оценено до 10 баллов. Возможна пересдача и доработка задания при низкой оценке.
  • неблокирующий Итоговое задание по Возрастной психологии образования
    Форма итогового контроля: Устный экзамен по представлению и обсуждению выполненной работы – до 100 баллов. В оценку экзамена входит: - видео или аналитический текст в соответствии с критериями выбранного варианта задания (50 баллов); - качество рецензии на материалы другого студента (20 баллов); - доклад и ответы на вопросы (20 баллов); - участие в дискуссии по представлению итоговых работ (10 баллов).
  • неблокирующий Активность 1 и 2 модули
    Проявленная активность на одном семинаре оценивается в от 0 до 1 баллов (0 – отсутствие; 0,5 – присутствие; 1 – активное участие). Таким образом при активности на 18 аудиторных/дистанционных встречах студент может получить 18 баллов.
  • неблокирующий Задания в 3 модуле
    4 проектные и исследовательские работы (составление карты индивидуального развития ребенка и разбор 3 кейсов), каждое из которых оценивается до 10 баллов по критериям.
  • неблокирующий Активность в 3 модуле
    Активное участие в семинарском занятии, а также и на лекции дает 2 балла. Всего можно набрать 16 баллов за семинары и 8 за лекции. Суммарно это 24 балла.
  • неблокирующий Итоговый экзамен в 3 модуле
    Экзамен состоит из решения предложенный кейсов - педагогические стратегии действия в конкретной ситуации с ребенком с определенными сложностями поведения с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.2 * Выполненные работ по Возрастной психологии образования + 0.2 * Выполненные работ по Возрастной психологии образования + 0.4 * Итоговое задание по Возрастной психологии образования
  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Активность в 3 модуле + 0.4 * Задания в 3 модуле + 0.35 * Итоговый экзамен в 3 модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агрессивность детей и подростков : распознавание, лечение, профилактика, Можгинский, Ю. Б., 2006
  • Агрессия (так называемое "зло"), Лоренц, К., 1994
  • Благополучие детей в цифровую эпоху : доклад к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, 9-12 апреля 2019 г., Москва, , 2019
  • Виктория Шиманская - Детская агрессия - 978-5-00214-580-5 - МИФ - 2024 - https://hse.miflib.ru/book/31733/ - 31733
  • Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2003
  • Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2004
  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
  • Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2002
  • Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2003
  • Детская психология : теор. и практ. курс: учеб. пособие для вузов, Шаграева, О. А., 2001
  • Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
  • Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
  • Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие для вузов, Каменская, В. Г., 2010
  • Игровая терапия с тревожными детьми, Костина, Л. М., 2006
  • Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 1996
  • Истрофилова, О. И. Организация работы с агрессивными детьми и подростками : учебное пособие / О. И. Истрофилова. — Нижневартовск : НВГУ, 2020. — 250 с. — ISBN 978-5-00047-560-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/208154 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
  • Консультирование по проблемам тревожности, Хеллэм, Р., 2009
  • Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование, Джуринский, А.Н., 2008
  • Локтаева, С. А. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте : монография / С. А. Локтаева , под редакцией О. Б. Зильберштейна [и др.]. — Москва : МИРБИС, 2013. — 204 с. — ISBN 978-5-98817-026-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187826 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. — 2-е изд. — Москва : Когито-центр, 2008. — 181 с. — ISBN 978-5-89353-246-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109186 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мотивация и деятельность : учеб. пособие для вузов, Хекхаузен, Х., 2003
  • Мышление дошкольника, Поддьяков, Н. Н., 1977
  • Порождение действия : культурно - деятельностный подход к мотивации человека, Патяева, Е. Ю., 2018
  • Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие, Шнейдер, Л. Б., 2004
  • Психология : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 404 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00631-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559809 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
  • Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - 978-5-4461-9427-8 - Прихожан А. М. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/378771 - 378771 - iBOOKS
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для среднего профессионального образования / под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 422 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10260-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565782 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Сидоров, К. Р. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / К. Р. Сидоров. - Текст : электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. - №2. - С. 42-52. - URL: https://znanium.com/catalog/product/503870
  • Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика : моногр., Астапов, В. М., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
  • Генетическая эпистемология, Пиаже, Ж., 2004
  • Детство и общество, Эриксон, Э., 2000
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров : Психолог. Психопедагог. Психоисторик., Асмолов, А. Г., 1996
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001

Авторы

  • Комарова Наталья Михайловна
  • Обухов Алексей Сергеевич