Магистратура
2025/2026





Современные подходы к исследованиям медиа
Статус:
Курс обязательный (Интерактивные медиа и цифровые индустрии)
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Новикова Анна Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит с изменениями подходов в исследованиях медиа, произошедшими за последние двадцать пять лет. Эти изменения были связаны с цифровизацией и формированием полимедийной системы коммуникаций. В процессе обучения обсудим актуальные подходы медиаэкологии, исследований современных медиаформатов (серийных, трансмедийных и микроформатов), исследований цифрового пользовательского опыта и эффектов геймификации, цифровых гуманитарных исследований, исследований восприятия и культурной памяти, социальной антропологии и психологии медиа.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить слушателей с ключевыми изменениями, произошедшими в исследованиях медиа под влиянием цифровизации культуры и коммуникативных практик.
- Показать новые возможности в понимании социальных процессов, которые несет цифровизация культуры.
- Обсудить особенности полимедийной среды и влияние интермедиальности на процессы массовых и сетевых коммуникаций.
- Познакомить с набором теоретических и методологических подходов, применяемыми сегодня в исследованиях медиа.
- Дать базовые представления о соотношении целей исследований и теоретической базы, методологических подходов и эмпирических методов, используемых для ответов на исследовательские вопросы.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит логику и перспективы развития современной полимедийной среды
- Анализирует особенности цифровой культуры и ее коммуникационный потенциал
- Формулирует исследовательские вопросы и понимает, какие методологические подходы позволят дать на них ответы
- Использует междисциплинарные подходы к исследованию нарративов, форматов и отдельных текстов современных медиа
- Проектирует дизайн исследования под решение конкретных задач, касающихся медиапрактик
Содержание учебной дисциплины
- Трансформация медиасистемы и исследовательских подходов (2000 – 2025 гг.)
- Четыре фазы коммуникаций и культуры
- Количественные подходы к исследованиям медиа
- Качественные подходы к исследованию медиа и памяти
- «Коды» кино, телевидения и новых медиа
- Социально-антропологический подход к исследованиям медиа
- Аффективный поворот в исследованиях медиа
- Исследования пользовательского соучастия
Элементы контроля
- Групповые и индивидуальные работы на семинарах
- Групповые и индивидуальные домашние работы (средний балл)
- Письменная итоговая контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.3 * Групповые и индивидуальные домашние работы (средний балл) + 0.3 * Групповые и индивидуальные работы на семинарах + 0.4 * Письменная итоговая контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич, А. А. Архиповой ; под научной редакцией А. И. Черных ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. — (Переводные учебники ВШЭ) - 978-5-7598-2029-1 - Кастельс М. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382747 - 382747 - iBOOKS
- История и теория медиа [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — (Учебники Высшей школы экономики). - 978-5-7598-1488-7 - Кирия И. В., Новикова А. А. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382704 - 382704 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социальная теория и PR, , 2024
- Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02346-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560448 (дата обращения: 04.07.2025).