• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Биоразнообразие

Язык: русский
Контактные часы: 298

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина общего цикла первого курса студентов ОП "Когнитивная нейробиология". Направлена на изучение зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о современных взглядах на происхождение эукариот и их филогенетических взаимоотношениях; важнейших группах одноклеточных эукариотных организмов; морфологии и анатомии животных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение главных эволюционных ветвей эукариот, их отличительных особенностей и современных представлений о системе основных типов одноклеточных.
  • Знание анатомии агамы или другого представителя класса рептилий.
  • Знание анатомии ланцетника.
  • Знание анатомии щуки или иного представителя костных рыб.
  • Знание их роли в экосистемах.
  • Знание особенности развития и строения личинок асцидий. Умение обосновать присутствия оболочников в типе хордовых. Знание гипотез о происхождении хордовых.
  • Знание роли млекопитающих в экосистемах.
  • Знание роли птиц в экосистемах.
  • Изучение анатомии крысы.
  • Изучение анатомии перепела или иного представителя класса птиц.
  • Изучение биологического разнообразия млекопитающих, различных экологических групп этого класса.
  • Изучение позвоночных животных и истории планеты (с элементами зоогеографии).
  • Изучение позвоночных животных и экологии биосферы.
  • Ознакомление с анатомией травяной лягушки.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием амфибий.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием костных рыб.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием птиц, различными экологическими группами этого класса.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием рептилий в настоящее время и в прошлом.
  • Освоение анатомии акулы.
  • Освоение анатомии миноги.
  • Освоение биологического разнообразия бесчелюстных и хрящевых рыб в настоящее время и в прошлом.
  • Освоение их роли в экосистемах.
  • Усвоение их роли в экосистемах.
  • Называет и описывает основные систематические группы эукариот.
  • Называть эволюционные ветви Diaphoretickes. Описывать особенности биологии, строения и жизненных циклов различных типов одноклеточных эукариот
  • Называть эволюционные ветви Amorphea. Описывать особенности биологии, строения и жизненных циклов различных Amorphea
  • Формулировать гипотезы происхождения многоклеточных. Называть эволюционные ветви Opisthokont, описывать особенности их биологии и клеточной организации.
  • Называть основные типы многоклеточных животных и их синапоморфии. Описывать и сравнивать биологию, анатомию, морфологию основных типов многоклеточных. Отличать и распознавать представителей типов многоклеточных животных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Происхождение эукариотной клетки и современная система Eukaryota.
  • Excavata, Hacrobia и Stramenopiles
  • Alveolata
  • Rhizaria
  • Amorphea
  • Происхождение Metazoa. Низшие многоклеточные: тип Spongia, тип Placozoa
  • Настоящие многоклеточные (Eumetazoa). Характеристика группы Radiata: тип Cnidaria, тип Ctenophora
  • Гипотезы происхождения билатерально-симметричных животных. Современная система Bilateria
  • Организация и развитие кольчатых червей (Annelida)
  • Тип Mollusca
  • Плоские черви
  • Ecdysozoa. Тип Arthropoda: подтип Chelicerata
  • Подтип Mandibulata: класс Crustacea
  • Подтип Mandibulata: надкласс Hexapoda
  • Тип Nematoda
  • Вторичноротые (Deuterostomia): тип Echinodermata
  • Тема 2. Ланцетник – современный представитель подтипа Головохордовых – простейшая «модель» хордовых.
  • Тема 3. Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники.
  • Тема 4. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика подтипа позвоночных.
  • Тема 5. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика раздела челюстноротых.
  • Тема 6. Биологическое разнообразие хрящевых рыб.
  • Тема 7. Класс костные рыбы.
  • Тема 8. Биологическое разнообразие костных рыб.
  • Тема 9. Амфибии как первый класс наземных позвоночных.
  • Тема 10 Биологическое разнообразие амфибий.
  • Тема 11. Анамнии и амниоты.
  • Тема 12 Биологическое разнообразие рептилий.
  • Тема 13. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих.
  • Тема 14. Биологическое разнообразие млекопитающих.
  • Тема 15. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц.
  • Тема 16. Биологическое разнообразие птиц.
  • Тема 17. Позвоночные животные и история планеты.
  • Тема 18. Позвоночные животные и экология биосферы.
  • Положение объектов изучения микологии и альгологии в общей системе органического мира
  • Поиск информации об объектах в интернете
  • Методы исследования разнообразия альго- и микобиоты
  • Основы клеточной биологии водорослей
  • Вегетативные талломы водорослей
  • Размножение и жизненные циклы водорослей
  • Разнообразие водорослей
  • Экология водорослей
  • Биологические основы использования водорослей человеком
  • Культивирование водорослей для пищевых и промышленных целей
  • Водоросли как лабораторные объекты
  • Строение вегетативного тела и основы клеточной биологии грибов (царство Fungi)
  • Размножение и жизненные циклы грибов (царство Fungi)
  • Разнообразие грибов (царство Fungi)
  • Экология грибов
  • Биологические основы использования грибов человеком
  • Культивирование грибов для пищевых и промышленных целей
  • Грибы как лабораторные объекты
  • Строение и некоторые аспекты биологии грибоподобных организмов (отделы Oomycota и Labyrinthulomycota)
  • Свободноживущие слизевики (отдел Myxogasteromycota)
  • Паразитические слизевики (отдел Plasmodiophoromycota)
  • Тема 1. Высшие растения как особая группа автотрофных фотосинтезирующих организмов.
  • Тема 2. Особенности клеточного и тканевого строения высших растений.
  • Тема 3. Древнейшие сосудистые растения.
  • Тема 4. Макрофильная линия эволюции – современные представители отдела Pteridophyta (Папоротникообразные).
  • Тема 5. Сосудистые семенные растения, отдел Spermatophyta.
  • Тема 6. Голосеменные растения.
  • Тема 7. Покрытосеменные растения: особенности жизненного цикла и строения генеративных органов.
  • Тема 8. Покрытосеменные растения: особенности строения вегетативных органов.
  • Тема 9. Современная система покрытосеменных.
  • Тема 10. Мохообразные – растения с преобладанием гаметофита в жизненном цикле.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практикумы 1-2 модуль
  • неблокирующий Контрольная работа за 1 модуль
  • блокирующий Экзамен за 1 модуль
  • неблокирующий Практикумы 3 модуль
  • неблокирующий Контрольные работы 3 модуль
    Текущий контроль проводится в виде контрольных работ перед каждым занятием.
  • блокирующий Экзаменационный тест 3 модуль
  • блокирующий Экзамен 2 модуль
  • неблокирующий Контрольная работа 2 модуль
  • неблокирующий Практикумы-семинары 4 модуль
  • неблокирующий Коллоквиум
  • блокирующий Экзамен 4 модуль
  • неблокирующий Контрольные работы 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.4 * Контрольная работа за 1 модуль + 0.2 * Практикумы 1-2 модуль + 0.4 * Экзамен за 1 модуль
  • 2025/2026 2nd module
    0.3 * Контрольная работа 2 модуль + 0.2 * Практикумы 1-2 модуль + 0.5 * Экзамен 2 модуль
  • 2025/2026 3rd module
    0.3 * Контрольные работы 3 модуль + 0.3 * Практикумы 3 модуль + 0.4 * Экзаменационный тест 3 модуль
  • 2025/2026 4th module
    0.162 * Коллоквиум + 0.284 * Контрольные работы 4 модуль + 0.142 * Практикумы-семинары 4 модуль + 0.412 * Экзамен 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зоология беспозвоночных. Т.1: От простейших до моллюсков и артропод, , 2008
  • Зоология беспозвоночных. Т.2: От артропод до иглокожих и хордовых, , 2008
  • Кустов, С. Ю.  Зоология беспозвоночных : учебное пособие для вузов / С. Ю. Кустов, В. В. Гладун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08300-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516448 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зоология позвоночных : учебник для вузов, Дзержинский, Ф. Я., 2014

Авторы

  • Мартынова Ольга Владимировна
  • Яхина Мария Рафаиловна
  • Слободов Сергей Анатольевич