Магистратура
2025/2026




Коммуникация центральных банков и анализ данных
Статус:
Курс по выбору (Экономика и экономическая политика)
Кто читает:
Базовая кафедра Банка России
Где читается:
Общеуниверситетские кафедры
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит с современными подходами к коммуникации на примере центральных банков. Курс относится к междисциплинарным и находится на стыке макроэкономики, социологии, data science и коммуникационных дисциплин. Он знакомит с историей коммуникации и дает подробное представление о том, как сегодня устроено общение монетарных властей с рынками и обществом. Кроме того, курс включает практическую отработку актуальных методов работы с данными, включая LLM-агентов, парсинг и анализ больших данных, а также методы поведенческой экономики и качественной социологии, построения коммуникационных стратегий. Курс состоит из структурированных лекций с отработкой полученных знаний в ходе нескольких практикумов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – предоставить полное знание о коммуникации центральных банков и современных методах работы с коммуникацией как изнутри центрального банка (оценка эффективности и стратегия), так и снаружи (оценка качества коммуникации, предсказание сентимента и пр.)
Планируемые результаты обучения
- Студенты научатся понимать то, как и почему говорят центральные банки, как устроена система их взаимодействия с обществом, а также смогут вывести свои навыки обработки неструктурированных данных на новый уровень. Студенты также научатся анализировать комплексную информацию и разрабатывать подходы к повышению качества коммуникаций. Предлагаемые методы могут найти применение в широком классе задач и за пределами денежно-кредитной политики.
Содержание учебной дисциплины
- 1) Лекционный блок. История коммуникации центральных банков
- 2) Лекционный блок. Современные коммуникации центральных банков
- 3) Кейс-стади ключевых коммуникаций центробанков
- 4) Лекционный блок. ML и BD-методы для решения задач в коммуникации
- 5) Практикум 1. Построение сентимент-индексов и исследование коммуникации с помощью LLM-агентов
- 6) Лекционный блок. Антикризисная коммуникация
- 7) Лекционный блок. Социология и поведенческая экономика для задач коммуникации. Когнитивные искажения
- 8) Практикум 2. Создание дизайна социологического исследования и отработка интервью
- 9) Лекционный блок. Систематизация подходов к выработке стратегии коммуникации
- 10) Лекционный блок. Коммуникация как маркетинговая задача. Адаптация форматов к аудитории
- 11) Практикум 3. Free speech in politics
Элементы контроля
- Практикум 1
- Практикум 2
- Практикум 3
- ЭкзаменРазработка проекта по улучшению коммуникации БР или эмпирическое исследование его коммуникации (research or industrial paper)
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.15 * Практикум 1 + 0.15 * Практикум 2 + 0.15 * Практикум 3 + 0.55 * Экзамен